«Пятый элемент»: любовь спасет мир еще раз

Жили-были пять элементов. Один - камень. Второй - камень. Третий - камень. Четвертый - камень. И пятый - самый совершенный, не камень. Было этим элементам по меньшей мере пять тысяч лет. И было Зло, которое ни на что не похоже и которое, если верить режиссеру Бессону, сочинившему эту историю когда ему было 16 лет, в данный момент пролетает где-то в иных Галактиках, а в XXIII веке доберется и до Земли. И уничтожит жизнь. А пять элементов (символизирующие воду, землю, огонь, ветер и любовь) при приближении этого Зла объединятся и уничтожат его. В общем, без элементов без этих человечеству - кранты.

Вышеупомянутая французская лента - потрясающая отдушина для израненных голливудскими штампами сердец. Единственный штамп - это сюжет, старый как все пять элементов вместе взятых. Но в данном случае это не имеет значения, потому как бессоновская эпопея относится к разряду тех фильмов, на просмотре которых следить за развитием сюжетных линий - все равно что читать труды Коперника на древнеяпонском в холодном подвале в ночь перед снегопадом. На просмотре "Пятого элемента" нужно смотреть на экран, слушать музыку и наслаждаться фильмом!

В связи с тем, что в начале картины ты будешь атакован классным звуком, классным изображением и классными видами, и можешь упустить таким образом саму суть - поясняю первые минуты "Элемента". В начале нашего столетия старушку Землю в районе Египта посетил корабль инопланетчиков, упакованных в металлическую броню. Плюхнулся он прямо рядом с храмом, где занимался своим делом мирный археолог, который в тот момент открыл смысл загадочных символов, а именно - узнал, что такое пятый элемент. За что археолога сначала чуть не отправил к праотцам местный монах, призванный хранить элементарную тайну, а потом пришли инопланетчики и нейтрализовали профессора. Объявив, что на Земле элементам грозит опасность, металлюги забрали камни и пятый элемент с собой и отвалили. Но обещали вернуться через триста лет, когда к Земле подойдет Зло.

Прошло триста лет.

Брюс Уиллис, он же Корбен Даллас, - в прошлом летал на космических истребителях и был специалистом в области военных "хитростей и уловок", но настолько крутым, что его отправили в отставку. И он стал водить такси. Обыкновенные летающие такси. Среди обыкновенных, с несколько километров в высоту, строений. В один из наипрекраснейших дней на карнизе одного из таких обыкновенных километровых небоскребов появляется совершенно необыкновенная рыжая девушка по имени Лилу, обмотанная бинтами от Жана-Поля Готье. Здесь, собственно, и начинается сам фильм.

Необыкновенная Лилу, в которой узнается наша бывшая соотечественница Милла Йовович, пытаясь скрыться от преследующей ее полиции, падает в обыкновенное летающее такси, требует священника, называет себя "самим совершенством" и "пятым элементом"... Из-за этого совершенства у бедного Корбена возникают жуть какие проблемы и начинает дьявольски кружиться голова. Отчасти и потому, что по ней долбанул священник.

Вообще, что меня в этой картине поражает - так это высокоморальные люди в рясах. Один очевидно брал уроки у царственных сестричек Медичи, другой воспитывался на фильмах с Брюсом Уиллисом. Но и тот и другой, что характерно, желали всем добра. Молодцы, ребята!

Но и Корбен не промах. Он ухитряется одновременно усмирять радиоведущего трансвестита Руби Родда, внимать пению вселенской Дивы Плава Лагуны, искать оставшиеся элементы, мимоходом весьма удачно шутить, и, наконец, вести переговоры с мутантообразными туповатыми воинами с помощью автомата. Последний эпизод особенно веселит публику. После фразы безмерно удивленного сотрудника безопасности: "Где он научился так вести переговоры?" зрители выпадают в осадок.

Теперь о самой яркой фигуре - о Руби Родде, который вместе с Корбеном, священником и Лилу спасает мир. Это, знаете, такое... Такое... Существо, что ли... Оно ведет двухчасовые сумасшедшие радио-шоу, после которых спрашивает своих коллег та-а-аким вы-ы-ысоким голо-о-оском: "Ну-у, ка-ак про-ошло? Кура-а-аж был?!" Да уж, Руби, кураж был!

И, наконец, о спасении мира. Словосочетание: "Ты (мы) должен (должны) спасти мир!" в этом фильме произносится настолько часто и настолько будничным тоном, что лишь заклиненные на "особом интеллектуальном кино" люди могут не въехать в то, что это такой юмор - пародия, так сказать, на Голливуд. Эти слова становятся символом отличной комедийной французской картины, каковой и является "Пятый элемент". Так что упаси тебя воспринимать эту ленту, так будто ты американский патриот, а не русский человек с нормальным чувством юмора.

Кстати, предупреждаю, - если будешь смотреть "Пятый элемент" на видеомагнитофоне - звук ставь на полную катушку. А еще лучше - подключай к железу стереосистему. Уверяю, кураж будет!

Наталья МАЛЮТИНА

Свежие записи