«Deep Impact»: комета и микробы убивает…
«Deep Impact»/»Столкновение с бездной»
Режиссер: Мими Ледер
В ролях: Роберт Дювалл, Теа Леони, Ванесса Редгрейв, Александр Балуев, Максимилиан Шелл
Производство: «Dream Works», 1998
Жанр: фильм-катастрофа
Что хорошего можно ожидать от съемок фильма-катастрофы? Ничего. Кроме отменной актерской игры, хорошего сценария, удачной работы режиссера, оператора, спеца по спецэффектам и еще сотни людей, которые принимают участие в проекте. В случае со «Столкновением» можно считать, что зрителю повезло: хорошие съемки привели к выходу хорошей картины.
Сюжет. Двое тинов из аcтрономического «кружка», наблюдая за небом, обнаруживают нечто. Нечто, что не может идентифицировать даже их руководитель. Данные переправляются более серьезным людям и те, в свою очередь обнаружив в неизвестном объекте комету, вычисляют траекторию ее движения. И приходят к выводу: земляне, спасайся — кто может. К вам летит смертоносная гостья.
На пороге третьего тысячелетия, когда народ то тарелками пугают, дескать, подлые, летают, то грозят всеобщим вырубанием мировой компьютерной сети в 0 часов 0 минут 1 января 2000 года, то травят душу неминуемым хаосом вследствие экологических катастроф и прочих вселенских катаклизмов, «Столкновение с бездной» смотрится несколько иначе чем многочисленные «комиксные» ленты о конце света.
В данном случае присутствие Ванессы Редгрейв, Роберта Дювалла и Максимилиана Шелла, а также известная доля реализма в виде съемок изнутри скафандра со звуковым рядом тяжелого дыхания удирающих от астероидных гейзеров астронавтов, оставлят во время просмотра тяжелый «эффект присутствия». Один из первых фильмов этого жанра, который не вызывает саркастических ухмылок.
Начать с того, что чрезвычайное положение на Земле объявляется за год до столкновения. За это время американо-российский экипаж астронавтов вылетает к комете с целью поместить в нее ядерный заряд, дабы расколоть ее и предотвратить бедствие. Одновременно с этим на некоторых территориях начинается строительство «Ковчегов», в которых сможет найти приют небольшая часть населения. С тем, чтобы через два года, когда пыль, загородившая солнце и убившая таким образом все живое вплоть до микроорганизмов, рассеется, выйти наружу и продолжить род человеческий. Но когда становится ясно, что трагедии не избежать, проводится «лотерея», производящая среди граждан отбор в «Ковчег». Это страшно.
Еще один плюс «Столкновения с бездной» в том, что путаница лиц и событий исключена, даже несмотря на то, что в картине три основных сюжетных линии. Журналистка Дженни Лернер, одна из первых — в силу своей природной дотошности — узнающая о надвигающейся катастрофе и одновременно с этим переживающая женитьбу отца и депрессию матери. Двое тинейджеров Лео и Сара, собственно, и обнаружившие нечто из другого мира, и теперь поставленные перед выбором — оставаться со своими семьями, одну из которых отобрали в «Ковчег», а другую — нет, или пытаться спастись вместе. Группа астронавтов — среди них и русский Михаил Тулчинский в исполнении нашего Александра Балуева — в руках которых, как ни банально звучит, спасение мира. Из всех этих персонажей спасутся лишь двое…
В общем, за время сеанса зритель не раз задается вопросом: «Что бы я делал, если бы узнал, что через год Земля погибнет?» Александр Балуев, например, без колебаний во всеуслышание заявил, что занялся бы любовью. И, пожалуй, он прав. Это — единственное, что остается делать. Все остальное — бессмысленно.
Рита ГАРУНОВА