ДЕННИС-МУЧИТЕЛЬ БЬЕТ СИЛЬВЕСТРА СТАЛЛОНЕ
Кажется, в Соединенных Штатах Америки разгорается настоящая война. Но повинны в ней не политики, а кинокритики и боссы больших кинокомпаний. Бои развернулись вокруг мира кино, и бои нешуточные. Заинтригованы? Тогда все по порядку.
В последнее время в Америке в моду вошли «семейные ленты», то есть фильмы, которые могут смотреть и взрослые, и дети. По словам кинокритиков, настала эра вымирания триллеров, хорроров, детективов и «порнушек», словом, фильмов, запрещенных детям до тринадцати лет. Одна за другой выходят на экран Америки картины, в которых взрослые и дети получают эстетическое удовольствие и царствует традиционный хэппи-энд. «Семейные фильмы», несмотря на дешевизну билетов на них, собирают богатый урожай долларов. Объясняется это просто: во-первых, дети редко ходят в кино одни — они приходят либо с компанией друзей, либо с родителями, а во-вторых, очень часто они смотрят понравившийся фильм по нескольку раз.
Режиссеры популярных во всем мире фильмов «И.Т. Инопланетянин» (С.Спилберг), «Звездные войны» (Дж.Лукас) и «Один дома» (Д.Хьюз) стали новыми магнатами Голливуда. Съемки фильма «Один дома» стоили 18 млн. долларов, и эта картина полностью окупила затраты — 285 млн. долларов собрала она только в Северной Америке! Это один из самых кассовых фильмов прошедших трех лет. И, кажется, это только начало! Фильмы типа «Один дома» или диснеевские мультфильмы, такие, как знаменитый «Красавица и чудовище» (экранизация французской сказки, очень напоминающей «Аленький цветочек»), могут собрать денег во много раз больше, учитывая продажу видеокассет.
Как создаются такие ленты? Хьюз, режиссер фильма «Один дома», сделал это, как он сам говорит, «…потому, что мне не нравились мультфильмы, на которые я водил своих детей… Я почувствовал, что должен сделать кинокартину для папы, мамы и сына.»
Идея сработала.
Напомним вкратце сюжет фильма, хотя многие из вас наверняка уже посмотрели эту ну о-очень веселую комедию. Ее восьмилетний герой остается дома один — улетевшие на Рождество в Париж родители забывают его запертым в спальне. И когда двое взломщиков решают в отсутствие хозяев ограбить дом, он расстраивает их планы и основательно расшатывает им нервы. Грабители терпят поражение, а мальчик завоевывает дружбу чудака-соседа.
Ключом к популярности ленты стал не только сюжет, но и блистательная игра исполнителя главной роли, девятилетнего Маколея Калкина. Когда же этой маленькой звезде предложили сняться в продолжении фильма «Один дома», Маколей запросил гонорар в четыре с половиной миллиона долларов. И, что самое главное, голливудская киностудия «ХХ Сentury Fox» согласилась! Естественно, студия рассчитывала, что продолжение будет иметь такой же грандиозный успех. И не ошиблась. Вопреки закрепившейся традиции мирового кинематографа продолжение вышло не хуже начала. Но на этом история милого мальчика не кончилась. Хьюз, увидев, насколько пришелся по вкусу зрителям всех возрастов «Один дома», употребил практически тот же сюжет в фильме «Деннис-мучитель».
Сюжеты других «семейных фильмов» также не блещут разнообразием. К примеру, в ленте «Неспящие в Сиэттле» речь идет о безутешном вдовце, которого пытается излечить от печали его восьмилетний сын. Фильм «В поисках Бобби Фишера» рассказывает о затворнике-шахматисте, которому любовь к жизни возвращает семилетний ученик. «Тайный сад» — опять-таки история о безутешном вдовце, который винит в смерти жены своего больного сына. Однако его племянница помогает им обоим снова почувствовать радость жизни. В «Свободном Вилли» показана дружба двенадцатилетнего мальчика и кита. В том же духе снято и множество других «семейных фильмов»: «Жизнь с Мики», «Сделано в Америке», «Человек без лица», «Отцовство»… Все сюжеты уже давно предопределены: примирение старшего и младшего поколений, возрождение добрых чувств у давно закостеневших людей, дружба человека и животного и, наконец, хэппи-энд на десерт. В подобных картинах последнее время царствует неразлучный дуэт — хорошенький ребенок и любой знаменитый голливудский актер. Росс Мэлинджер и Том Хэнкс в «Неспящих в Сиэттле», Мейсон Гэмбл и Уолтер Мэттью в «Деннисе-мучителе», Кейт Мейберли и Джон Линч в «Тайном саде», Кристина Видал и Майкл Дж.Фокс в «Жизни с Мики», Макс Померэнк и Бен Кингсли в фильме «В поисках Бобби Фишера».
Джон Хьюз уверен, что успех «семейных фильмов» основан на желании людей убежать от реальности, полной боли, насилия и жестокости. С другой стороны, все еще пользуются успехом, в том числе и у подростков, «Последний киногерой» с Арнольдом Шварценеггером, «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне, «Парк юрского периода», до краев наполненные насилием. «Последний киногерой» попал даже в категорию фильмов, которые не рекомендуется смотреть детям до тринадцати! «Парк…» и «Скалолаза», согласно объявлениям на афишах, следует избегать до семнадцати! Однако это не помешало этим картинам стать не менее кассовыми, чем «Один дома». Например, «Скалолаз» собрал 50 млн. долларов за первые 17 дней проката. А «Парк юрского периода»? Это самый кассовый фильм минувшего года: 81,7 миллиона долларов за одну неделю!
Кстати, несмотря на обилие всевозможных ужасов в этой картине, только два процента родителей нашли фильм «слишком страшным для своих детей».
А что говорят сами дети — маленькие звезды «семейных фильмов»?
Кристина Видал посмотрела «Жертвы войны» — жестокую мелодраму о насилии во Вьетнаме и уверена, что «лента была слишком напряженной для некоторых детей до одиннадцати лет. Но эффект воздействия кино зависит от того, насколько ты зрел и силен. Если ты силен, на тебя фильм не очень повлияет.»
Мейсон Гэмбл заметил: «Терминатор-2″ был, возможно, слишком жесток для детей моего возраста (ему семь лет — примеч.ред.), но мне он очень понравился, особенно роботы.» Росс Мэлинджер утверждает, что один из его любимых фильмов — «Пятница, тринадцатое», кровавая история о маньяке. Росс сказал, что некоторые «семейные фильмы» могут быть такими скучными, будто их делали для пятилетних.
Юный Джозеф Мазелло, которого в «Парке юрского периода» преследуют голодные динозавры, говорит: «Жестокость может испугать некоторых детей, в то время как другие не обращают на нее внимания — они думают, что это забавно.»
Оказалось, дети не имеют ничего против триллеров, «ужастиков» и боевиков. Такие фильмы являются их естественной потребностью, говорят специалисты. Это современное воплощение страшных сказок на ночь. Они тренируют психику, подготавливают ее к реальным опасностям нашего мира.
Так что если завтра у вас контрольная или еще чего похуже — врубайте все три серии «Смертельного оружия». Оказывается, это лучше, чем пить валерьянку.
Александра КАТИНА