«БЭТМЭН-3». ФАНТАСМАГОРИЯ

Итак, вновь на экране город Готэм. Захватывающее действо продолжается! «Batman forever»! Но теперь это уже совсем другой Бэтмэн. У него новый необычайно эффектный наряд — кожистый и блестящий, имитирующий обнаженное тело. Претерпел изменения, сделался столь же крутым и облик Робина. Стал новым и весь антураж фильма. Съемочная группа во главе с режиссером Джоэлом Шумахером — Вэл Килмер, Джим Кэрри, Томми Ли Джонс, Николь Кидмэн, Крис О’Доннелл и другие — произвела в сериале целую революцию. Но, что, пожалуй, больше всего отличает нынешнего «Черного рыцаря» от его предыдущих воплощений, так это его внутренние искания. В поисках своего «я» парит он над новым фантасмагорическим пейзажем, живет в причудливом мире, созданном сотнями художников и технарей.

Чтобы построить город Готэм, в третьем фильме потребовалось 98 комплектов декораций! Для сравнения: в «Бэтмэне» и «Бэтмэн возвращается» их было соответственно 15 и 7. Съемки в Нью-Йорке, рядом с Уолл-стрит, где узкие улицы уставлены небоскребами, позволили создать образ города невероятной высоты (разноцветные дымы заслоняли основания зданий, и нельзя было определить их истинные габариты). От прохожих съемочную площадку загораживали фанерными щитами, что, по словам главного дизайнера Барбары Линг, выходило немного смешно — ведь сверху, из окон, все было прекрасно видно. Актеров тоже заслоняли от зевак специальными щитами, запрещая фотографировать, а после съемок запихивали в машину с занавешенными окнами.

Крепость человека-загадки Э. Нигмы разместили в куполообразном строении на побережье Лонг-бич в Калифорнии, где когда-то один миллионер держал свой самолет. «Сооружение представляло собой нечто невиданное, — вспоминает Б.Линг. — Точнее, сферу, находящуюся в постоянном движении, пульсирующую, наполняемую светом и энергией».

Над новым жилищем Бэтмэна высотой в 3 этажа 130 человек трудились 5 месяцев. Постановщикам показалось, что в первых фильмах зрителям не удалось рассмотреть логово героя как следует, и теперь нам дали возможность ознакомиться с ним поподробнее. Вот нижняя часть — здесь находятся летательный аппарат и корабль; вот вход в пещеру; вот ее верхний этаж — гараж для бэтмобиля и лаборатория. (Кстати, о бэтмобиле. Б.Линг с командой соорудили удивительное транспортное средство: длиной 20 футов, выжимающее более 40 миль в час и оставляющее за собой устрашающий хвост пламени. Правда, в последний момент конструкторам пришлось спешно увеличивать высоту салона на 3 дюйма — они забыли про уши Бэтмэна.)

Технических эффектов и всевозможных фокусов в фильме не счесть. По спецзаказу было изготовлено более 40 различных приспособлений, с помощью которых герои сражаются со злом. Устройство, опутывающее ноги врага, лазерный фонарь, прибор, пеленгующий злодеев, особые наручники — швыряешь их, и они «приземляются» точно на запястьях у «плохих парней». А чего стоит машинка, улавливающая волны, испускаемые чужим мозгом! А знаменитая трость Э. Нигмы, с помощью которой он проделывает множество поразительных вещей! Джим Кэрри начал учиться обращению с ней еще задолго до съемок.

Не менее причудлива и одежда действующих лиц. Порой кажется, что она вышла из готэмского дома моделей. Но это опровергает главный бэтмэнский модельер Дейв Мерч, возглавлявший команду из 30 костюмеров, которая одевала Бэтмэна и Робина. По его словам, с фигур Килмэна и О’Доннелла были сделаны «формы» из стеклопластика, а по ним готовились многочисленные «слепки» — гладкие, блестящие и облегающие костюмы героев. В их состав входила, в частности, вспененная резина, отчего одежда получалась легкой, но не слишком прочной. Так, после сцен полета, в которых к «скафандрам» прикреплялся проволочный каркас, их бока и спины оказывались изодраны в клочья. Неудивительно, что всего для картины пришлось «пошить» около 40 копий столь оригинальных одеяний.

Костюму Робина, вплоть до третьего фильма, особого внимания не уделялось. Шумахер же рассуждал так: «Если серый плащ Бэтмэна — великолепная маскировка в ночное время, то тогда что делает рядом этот дуралей, обряженный в костюмы алых, лимонных и зеленоватых тонов?» Новый костюм, обрисовывая мускулатуру, уподобился бэтмэнскому, в ухе Робина появилась серьга, а его самого посадили на мотоцикл образца 1948 года. Вместо обычного уродливого мотошлема художник по костюмам Ингрид Феррен, вдохновленная стилем киберпанков, разработала оригинальный, напоминающий холм, головной убор, украшенный летящей малиновкой.

Неожиданностью для всех явилась так называемая «дискуссия о сосках». Дело в том, что по указанию режиссера костюмы были вылеплены с анатомической точностью, включая соски. Однако, узнав об этом, создатель Бэтмэна Боб Кейн пришел в бешенство.

«Я-то думал, — говорит Шумахер, — что после «Основного инстинкта» подобной ерундой уже никого не смутишь. Мне хотелось, чтобы костюмы вышли как можно живее, осязательнее. А без сосков какое правдоподобие?»

За броскими эффектами не всегда замечаются всевозможные детали. Фильм полон дерзких, остроумных находок. Скажем, украшенные символами белье, носки, пояса и туфли персонажей, помогавшие актерам войти в образ. У Двуликого Харви — человека, в буквальном смысле поделенного пополам на «хорошее» и «дурное» — даже подтяжки подчеркивают двойственную природу его характера: одна стропа обычная, другая усеяна черепами. Актрисе Деби Мазар, игравшей «черную» подружку гангстера Спайса, каждый день наклеивали на веки мельчайшие кристаллики — при попадании туда луча света они начинали переливаться всеми цветами радуги. К слову, Томми Ли Джонсу приходилось ежедневно по четыре часа проводить в гримерной, где половину его тела покрывали несколькими слоями резины — латекса. Для Мазар же проблемой было не столько загримироваться, сколько жить в гриме. Пришлось, например, привыкать к специальным пурпурным контактным линзам, в которых для обзора оставались лишь маленькие щелочки. Даже готэмские статуи по воле режиссера меняют в картине выражение лица в зависимости от характера разворачивающихся событий.

Чтобы создать забавный и фантастический видеоряд фильма, съемочной группе приходилось брать за основу самые неожиданные вещи. «Мы чувствовали себя детьми в магазине смешных ужасов», — рассказывает Шумахер. Он, Килмер, Кэрри и даже сверхсерьезный Джонс погрузились в комиксы и юмористические журналы пятидесятилетней давности. В результате моделью для построек Готэма послужили проекты гитлеровского архитектора А.Шпеера, а также японских футуристов. Этнографические татуировки помогли создать облик шайки готэмских головорезов. А для того чтобы представить себе бэтмобиль, художники изучали научно-популярный фильм о летучих мышах.

Известно, что первым признаком киноуспеха является воровство. «Бэтмэн-3» подтвердил это. Еще до съемок из запертого помещения на студии «Уорнер Бразерз» исчез 81 сценарный набросок общей стоимостью 4000 долларов. На съемках кто-то похитил пару пиджаков и шляп героя Джима Кэрри. С автобусных остановок Нью-Йорка и Лос-Анджелеса была уведена пятая часть рекламных постеров. Причем особым спросом пользовались изображения Джима Кэрри.

«Целыми днями за нами хвостом ходили агенты ФБР, — вспоминает Шумахер. — Я начал было думать, что совершил нечто ужасное». Но вскоре выяснилось, что сыщики появлялись, просто чтобы… поглазеть. Да и не только они. На съемочную площадку забегала и Клаудиа Шиффер, и Сильвестр Сталлоне, и Эндрю Ллойд Уэббер, и Том Круз. Однако самым важным режиссер посчитал визит сестры О’Доннелла. «Она рассказала мне о детском прозвище своего брата Криса, которым мать называла его до 13 лет. Заполучив столь убийственное оружие, я мог заставить актера выполнить все, что угодно — стоило лишь пригрозить, что выкрикну это имя в мегафон на всю съемочную площадку».

Надежда КУДАШЕВА

Свежие записи