Блюз Джона Лэндиса
Случается же такое в жизни — нигде расслабиться не дают. Так и норовят последние соки выжать. Достали, хоть в пустыню беги. Знакомая ситуация? Так вот, нечто похожее и произошло с Джоном Лэндисом. Забрел он как-то в голливудское «Интернет-кафе» принять пару рюмочек виртуального виски (при его ежедневном 16-часовом рабочем графике даже на кружечку невиртуального пивка не очень-то разбежишься). Короче, устал человек — только что фильм отснял. Ну так вот, едва он собрался налить себе первую рюмочку VW (виртуального риски. — Ред.), как увидел на экране терминала адресованное ему сообщение: «Давненько мы тебя здесь поджидали, приятель. Теперь-то ты в наших руках. Выкладывай все как на духу! И не вздумай вилять — нас здесь много, всех не проведешь». Тут-то и понял Джон Лэндис, что попал в поле зрения крутой интернетовской братвы и придется теперь отвечать на их вопросы.
Кто такой, собственно, этот Лэндис, чтобы с ним так цацкаться? Заглянем в досье «Бумеранга».
Джон Лэндис, режиссер, сценарист, продюсер и актер, родился в августе 1950 года в Чикаго. Колледж не закончил — к великому огорчению родителей. По словам самого Джона, когда ему окончательно стало ясно, что его судьба — кино, он все бросил и устроился посыльным в киностудию. Сейчас в его послужном списке режиссура таких фильмов, как «Дом животных» (Animal House), «Шпионы, похожие на нас» (Sрice Like Us), «Торговые точки» (Trading Рlaces), «Американский вервольф в Лондоне» (American Werevolf in London), «Триллер Майкла Джексона» (Michael Jackson’s Thriller), «Братья Блюз» (Blues Brothers), «Лунатики» (Sleeрwalkers), «Полицейский из Беверли-Хиллз III» (Beverly Hills Coр III), «Оскар» (Oscar) (римейк французского фильма 1957 года с Луи де Фюнесом). Совсем недавно он закончил картину «Братья Блюз 2000» — продолжение знаменитой комедии. Помимо этого, Джон Лэндис снялся в эпизодических ролях в большом количестве фильмов, среди которых «Битва за планету обезьян» (Battle for the Рlanet of the Aрes), «Смертоносные лучи 2000» (Death Rays 2000) и другие.
Итак, допрос Джона Лэндиса начался.
Интербратва: Сначала поговорим о «Братьях Блюз 2000». Как родилась идея сделать продолжение?
Джон Лэндис: Долгое время все думали, что сюжет «Братьев Блюз» умер вместе с Джоном Белуши (одним из «Братьев Блюз». — Ред.). Но вот лет шесть тому назад наша съемочная группа собралась вместе, и мы подумали, а почему бы не попробовать? Мы написали сценарий, а потом сделали и сам фильм, действие которого начинается с того места, где закончилась предыдущая картина.
И: С каким из фильмов — «Братья Блюз» или «Братья Блюз 2000» — интереснее было работать?
Д.Л.: Со вторым. Все занятые в нем люди — а в их числе были Джеймс Браун, Арета Франклин, Кэтлин Фримэн и другие из первоначального состава — получили огромное удовольствие.
И: Сколько времени продолжались съемки?
Д.Л.: Мы все сделали за 52 дня! Сначала мы работали в Онтарио, в Канаде, затем в Чикаго, ну а потом в штатах Кентукки, Индиана, Луизиана — основное действие фильма происходит на автостраде.
И: Почему была выбрана именно Канада?
Д.Л.: Из-за разницы валютного курса съемки там обходятся дешевле почти на треть. Это все равно, что увеличить бюджет фильма… Вспомните-ка, «Секретные материалы» («X-files») были сняты в Ванкувере, а «Унесенные ветром», величайший фильм всех времен и народов, — в Калвер-Сити.
И: Много ли автомашин было разбито в новом фильме?
Д.Л.: Не так много, как кажется, поскольку использовались одни и те же агрегаты. Зато в одной из аварий было задействовано 70 автомобилей!
И: А как вам удалось снять машину, падающую с высоченного моста?
Д.Л.: Это долгая история. Могу лишь сказать, что мы в самом деле сбросили автомобиль в Чикаго с высоты 1400 футов.
И (явно не поверив): И вам это разрешили?
Д.Л.: Да, но сначала нам пришлось сбросить пару машин на кукурузное поле, чтобы убедить экспертов, что авто падают в расчетную точку.
И: Как вы восприняли известие о смерти Джона Белуши?
Д.Л.: До сих пор не могу поверить, что его нет в живых. Джон был отличным парнем, но его сгубили наркотики. Мне трудно говорить об этом — ведь он был моим другом.
И: Можно ли в наши дни сделать фильм ужасов без использвоания кровавых эффектов, как это делалось в 30 — 50-х годах?
Д.Л.: Думаю, что да — если в фильме удастся создать нужную напряженность действия.
И: Сколько сценариев вам приходится просматривать, чтобы выбрать что-нибудь стоящее?
Д.Л.: Штук по 200 в неделю. Но и потом всегда находятся люди, которые после появления в прокате коммерчески успешного фильма пытаются шантажировать тебя, утверждая, что ты украл их идею.
И: Откуда вы черпаете вдохновение для своей работы?
Д.Л.: Отовсюду. Чаще всего от сборщика налогов.
И (насмеявшись вдоволь): Вы видели «Титаник»?
Д.Л.: Да, и теперь знаю, что он затонул.
И (справившись с приступом лошадиного смеха): Что вы думаете о перспективах киноиндустрии в ближайшие 10 лет?
Д.Л.: Абсолютно ничего. Несмотря на развитие технологии, процесс съемки фильма за последние 100 лет принципиально не изменился ни на йоту: ты, Джонни поставь камеру сюда, а ты, Мэри, сделай то-то.
И: Влияет ли на успех фильма сумма выделяемых на него средств?
Д.Л.: Нет. Свой первый фильм, «Дом животных», я снял всего за 60 тысяч долларов. Но чтобы снять «Титаник» или «2001», волей-неволей придется раскошелиться.
И: Что вы больше всего любите делать в свободное время?
Д.Л.: Валяться на пляже где-нибудь на Гавайях или на Таити и читать.
И (хорошенько посмеявшись): Как вы относитесь к «Интернету»?
Д.Л.: Влияние «Интернета» на киноиндустрию пока не простирается дальше проведения рекламной кампании, распространения билетов и обмена полезной информацией. Для меня «Интернет» — не более чем рабочий инструмент, в чем-то удобный, в чем-то нет.
И: Какой из своих фильмов вы считаете самым удачным?
Д.Л.: Как ни странно, это «Прибытие в Америку» (Coming to America). Фильм принес очень хорошие деньги, но не это главное, — в нем удалось наиболее полно воплотить авторский замысел. Вообще я считаю, что в моих фильмах можно отыскать немало удачных моментов, но ни один из них нельзя назвать великим.
И: Какие у вас планы на будущее?
Д.Л.: Я почти закончил новый сценарий с условным названием «План Сьюзен». Это будет что-то вроде фильма о Джеймсе Бонде для подростков. Однако все зависит от «Б.Б. 2000» — как-никак реноме режиссера определяется успехом его последней картины.
И: Чем в своей жизни вы больше всего гордитесь?
Д.Л.: Трудный вопрос. Наверное, тем, что никогда не оставался в стороне от жизни. В большинстве своих работ я нахожусь на стороне Добра. Мои фильмы чрезвычайно политизированы, но этого не объяснить на пальцах: конфликт с расизмом, капитализмом, коммунизмом, все это происходит на уровне подсознания. И сколь легкой ни казалась бы зрителю комедия, ее подоплека всегда чрезвычайно серьезна. Ну а еще я горжусь тем, то у меня получается развлекать людей.
Кузьма АНДРЕЕВ