Пантеон ужасов

Экскурсия по музею восковых фигур

Почтеннейшая публика! Добро пожаловать в наш кабинет восковых фигур, нашу галерею страхов, наш музей кошмаров! Только у нас вы увидите сборище самых жутких монстров, которых только могла породить фантазия жрецов десятой музы!

Итак, в первом зале я прошу обратить внимание на эту фигуру. Честь имею представить — граф Дракула из Трансильвании! Князь тьмы! Повелитель вампиров! Любопытно происхождение его сиятельства. В прошлой жизни он был могущественным правителем Валахии (нынешней Румынии). Звали его Влад Третий, а в народе ему дали прозвище Дракула («сын дракона») и Цепеш («сажатель на кол»).

Кроме этого, он прославился также следующими подвигами: решив уничтожить нищету, поступил самым простым способом — собрав всех нищих края на благотворительный обед, заколотил двери и окна в доме и поджег его; когда восточный посол по мусульманскому обычаю не обнажил перед господарем главу, тот повелел… чалму посла прибить к его голове гвоздями. Ясно, что долго на этом свете Влад не протянул. Убитый врагами и погребенный, он через 400 лет восстал из гроба вампиром, по ночам питающимся кровью — преимущественно младых дев.

Специально для присутствующих сообщаю несколько вампирических рецептов. Мадам, запишите на всякий случай. Итак, берете сырой чеснок, чистите и некоторое время жуете. Теперь стоит слегка дохнуть на вампира — и он обезврежен. Другой рецепт — серебряные пули. Но самое радикальное — осиновый кол в сердце. Дешево и сердито.

Теперь о самой фигуре. Ее лепили с актера Бела Лугоши. В 1931 году на студии «Юниверсал» он сыграл Дракулу в одноименном фильме по роману Брэма Стокера (изданному, кстати, ровно 100 лет назад). Любопытно, что Лугоши — венгр, стало быть, соотечественник вампира. Английского языка он поначалу не знал и произносил текст, не понимая смысла, что роли вампира придавало просто жуткий эффект. Фильм имел огромный успех. У кинотеатров дежурили «скорые помощи», а прокатчики сулили денежную премию смельчаку, рискнувшему просмотреть «Дракулу» в одиночестве, в пустом зале.

Никак нельзя пройти мимо нашей гордости — чудовища Франкенштейна. Не устаю рассказывать поучительную историю его рождения. В 1816 году на Женевском озере отдыхали знаменитости: поэт Джордж Гордон Байрон, его коллега Перси Биши Шелли с молодой женой Мэри и прочие господа. Как истые англичане, они заключили пари: кто придумает историю пострашнее. И кто бы вы думали, победил? 18-летняя Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создавшая роман об искусственном человеке.

Спустя 115 лет ее роман «Франкенштейн, или Освобожденный Прометей» был экранизирован. Полноправными «отцами» чудовища стали актер Борис Карлофф и гример Джек Пирс. На создание грима ушло 3 недели, а накладывался он 4 часа. Пирс проштудировал гору литературы — от анатомии и криминалистики до электродинамики и древних погребальных обрядов. В результате многие газеты запретили публиковать афишу с портретом чудовища. Но публика все равно «проголосовала кошельками», и вслед за первым фильмом появились «Невеста Франкенштейна», «Сын Франкенштейна», «Дом Франкенштейна», «Дух…» — и пошло-поехало. На сегодняшний день количество фильмов перевалило далеко за сотню, и соперничать по популярности с Франкенштейном может только Дракула. Кстати, в некоторых фильмах эти персонажи встречаются и пугают уже на пару.

Теперь пройдемте в следующий зал. Здесь собраны персонажи, скажем, рангом пониже. Вот, например, этот господин в маске. Слабонервных я попрошу зажмуриться… Н-да… Это результат того, что в лицо ему брызнули кислотой. Когда-то он был талантливым музыкантом, но после смерти стал маньяком-убийцей, скрывающимся в подземельях оперного театра и получившим имя «Призрак Оперы». О нем рассказал французский писатель Гастон Леру, а затем около десятка фильмов. В первом из них в 1925 году снялся актер Лон Чани, прозванный «Человеком с тысячью лиц», ибо он первым ввел в кино сложный грим. Говорят, Чаплин как-то пошутил, показав пальцем на крупного паука: «Смотрите, не раздавите, возможно, это Лон Чани в новом гриме!»

Теперь перейдем на другую сторону зала. Здесь собраны чудовища с более древней историей. Вот, например, этот экспонат. Нет, он не из музея Египта. Это действительно мумия, но мумия необычная… Ну вот, я же предупреждал, наш Пантеон — не для слабонервных. Пока даму будут приводить в чувство, я вам кратко расскажу легенду.

Жил в Древнем Египте жрец. И был он влюблен в прекрасную принцессу, что нарушало, естественно, все тогдашние обычаи, за что жрец и поплатился преждевременным погребением. В нашем веке, после раскопок гробницы и извлечения мумии жреца, силой магии она оживает и, движимая силой любви, ищет новое воплощение ненаглядной принцессы. Представьте, мадам, что новое воплощение — это вы…

Ну вот, опять обморок. Трудно в нашем Пантеоне делать комплименты… Кто же лучше всех сыграл мумию? Все тот же Борис Карлофф.

Секрет оживления, точнее, управления мертвыми телами был известен не только в Древнем Египте, но и на островах Океании. Местные жрецы культа «вуду» владели искусством создания зомби, живых трупов. Вот образец одного из них. С виду обычный полуразложившийся мертвец, но, так сказать, не лежачий, а ходячий.

В 1932 году режиссер Виктор Гальперин снял фильм «Белый зомби» (в котором колдуна сыграл, кстати, наш знакомый Бела Лугоши), и с тех пор трупы путешествуют по экранам Америки, Англии, Италии… Причем контроль над ними потерян, и остановить их можно только выстрелом в голову. Кроме того, это — заразная болезнь, и «зомбировать» можно каждого из вас, даже если вы еще не мертвы.

Наконец-то мы подошли к самому интересному в этом ряду персонажу. С виду — обычный человек. Но вот я нажимаю кнопку с надписью «Полнолуние». Смотрите — все, кроме слабонервной мадам — его кожа начинает покрываться шерстью, лицо вытягивается, зубы превращаются в клыки… Да, это оборотень, «вервольф», известный еще с античных времен. Мальчик, отойди, пожалуйста. Это тоже заразная болезнь. Оборотень уже однажды покусал неосторожного посетителя. Хорошо, что у нас всегда есть запас серебряных пуль. Кстати, чеснок на них тоже действует…

Первый фильм про оборотня был снят еще в 1913 году, но с тех пор прогресс не стоял на месте. В волков превращались и женщины, и дети, сын и наследник актера Лона Чани — Чани-младший и даже певец Майкл Джексон. Появились фильмы о людях-кошках, людях-рептилиях и даже людях-рыбах…

А вот еще один добропорядочный джентльмен. Позвольте представить — доктор Генри Джекил. Его история столь же удивительна и столь же трагична, что и у его коллеги доктора Франкенштейна. Он решил выделить добро и зло, так сказать, в чистом виде. В результате действия эликсира зло одержало верх, и добрый доктор стал чудовищем, которое окрестили «мистером Хайдом». С тех пор как Роберт Льюис Стивенсон написал свою «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда», появилось уже около 30 экранизаций этой книги — не только в США и Англии, но и в Испании, Франции, Норвегии и даже в России. Были и пародии типа «Доктор Джекил и сестра Хайд», «Сумасшедший профессор» и т.п.

А теперь пройдемте вот в эту дверь. Осторожно, здесь тесно. Как видите, все помещение занимает огромная волосатая ступня. Весь экспонат не поместился, он снаружи. Но даже по этому фрагменту вы можете представить целое. Да, это Кинг Конг, Король Конг, возможно, самый популярный персонаж нашего Пантеона. Мальчик, не дергай его за шерсть, он боится щекотки! Шучу. Конг — это, пожалуй, самое несчастное чудовище из всех. Посудите сами — он жил мирной жизнью на далеком острове среди динозавров и птеродактилей, аборигены периодически приносили ему в жертву туземок (что ж, у каждого свои слабости). Но вот фантазией известного автора детективов Эдгара Уоллеса на этот остров занесло съемочную группу, и все пошло прахом. А виной всему — хорошенькая блондинка. Не знаю, как вы, господа, но я нервозность Конга понимаю. Он потерял все — свой остров, мирную жизнь, свободу. Его заставили участвовать в пошлейшем шоу. На его месте любой бы стукнул кулаком.

Он же не виноват, что под кулаком оказался поезд метро…

Словно побуждаемые чувством вины, люди постоянно реанимируют, возрождают Конга.

После фильма 1933 года появился «Сын Конга», затем «Могучий Джо Янг», а в конце 50-х, когда японцы создавали свой пантеон чудовищ — динозавра Годзиллу, птеродактиля Родана и других, почетное место среди них занял наш герой. Короля Конга пародировали: фильм «Куин Конг» — «Королева Конг», героиня которого влюблялась в молодого хиппи. Последний раз Конг появлялся дважды — в 1976 году в новой версии с Джессикой Ланж и 10 лет спустя, когда оказалось, что, несмотря на традиционный воздушный бой и падение с небоскреба, все-таки «Кинг Конг жив».

И что-то мне подсказывает, что это — не последняя встреча с гигантской обезьяной…

Ведь сколько раз на нашей памяти вбивали кол в сердце Дракулы, сжигали заживо чудовище Франкенштейна, а мистера Хайда пристреливали. А они, как вы могли сегодня убедиться, целы и невредимы. Так что мы не говорим прощай. До новых встреч в нашем Пантеоне ужасов! Приятного вам испуга, господа!

Норма ДЕСМОНД

Свежие записи