Кошмарные факты

История фильмов-ужасов, триллеров и мистической фантастики берет начало в 1915-1925-х годах в Германии. Это были годы первой мировой войны и последующего поражения страны, умудрившейся создать самую современную для того времени киностудию. Берлин оказался европейским центром притяжения художников-экспрессионистов и местом, где были созданы шедевры, определившие бурное развитие жанров «ужаса» и мистики кинематографа Европы и, немного позднее, Америки.

* * *

Глиняный монстр обрел экранную жизнь в 1914 году в фильме немецких режиссеров Вегенера и Галена «Голем, как он пришел в мир». Фильм был снят по мотивам знаменитого мистического романа Густава Майринка «Голем». Актер и режиссер Пауль Вегенер решил повторить «големский» успех во второй версии фильма в 1920 году, вновь сыграв главную роль. Возможно, так был опробован обычай возвращаться к удачно придуманному экранному образу чудовища.

* * *

В фильме «Носферату, симфония ужаса» (1922) режиссер Мурнау использовал ряд новаторских технических приемов, чтобы передать ощущение ирреальной природы вампира. Так, например, в финальной сцене режиссер вмонтировал в изображение негатив скелета. Благодаря такой находке Носферату «физически» разрушается на глазах зрителя: на герое тлеет одежда, проступает скелет и оседает горсть дымящегося праха. Мурнау прибегал к мультипликации и контрасту черного и белого для создания эффекта вторжения сверхъестественного зла в жизнь людей. С точки зрения современной операторской и компьютерной техники подобные приемы могут показаться детской забавой. Но это и был эксперимент с изображением, на котором строятся современный кинематограф и «виртуальная реальность».

* * *

Впервые бессонницу от потрясения нервов и захватывающий ужас от увиденного на мерцающем экране берлинская публика испытала в начале 1920 года на просмотре фильма немецкого режиссера и актера Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари». Автор фильма сыграл роль внешне безобидного старичка — доктора Калигари: по одной версии фильма — маньяка и безумца, насылающего по ночам на городок убийцу-сомнамбулу, а по другой, удлиненной, версии — директора психиатрической больницы, о котором рассказывают странную историю его душевнобольные пациенты.

Анна ВАКУЛЕНКО

Свежие записи