Типы фильмов
Сто лет назад, на самопальном экране, зрители впервые увидели кино. Поначалу им было интересно просто сидеть и смотреть, как по белой простыне мчится поезд. Затем захотелось более острых ощущений. Так появились «гангстерские фильмы», «боевики» и «детективные сериалы».
ГАНГСТЕРСКИЕ ФИЛЬМЫ
Термин «гангстер» возник в Америке в 90-х годах прошлого века. Первоначально он обозначал агрессивного политика и только в начале следующего века — криминальный элемент. Первый американский фильм, посвященный гангстерам, был немым. Снял его режиссер Гриффит в 1912 году (на экраны Америки он вышел под названием THE MUSKETEERS OF РIG ALLEY/МУШКЕТЕРЫ СВИНОЙ АЛЛЕИ). Продолжателем нового направления в кино стала лента Джозефа Стернберга UNDERWORLD/ПОДОНКИ (1927). Эти две картины содержали в себе практически весь набор сцен и эпизодов, которые позднее фигурировали в фильмах, повествующих о преступном мире.
Американские газеты тридцатых годов были полны описаниями «подвигов» гангстеров и бутлегеров. Дело дошло до того, что в 1948 году Роберт Уоршолл написал эссе «Гангстер как трагический герой», в котором назвал гангстеризм типично американским явлением жизни и культуры. Персонажами картин тридцатых становятся «герои» газетных заголовков: Цезарь Энрико Банделло (LITTLE CAESAR/МАЛЕНЬКИЙ ЦЕЗАРЬ (1930), Том Пауэрс (THE РUBLIC ENEMY/ВРАГ ОБЩЕСТВА (1931), Тони Камонте (SCARFACE/ЧЕЛОВЕК СО ШРАМОМ (1932)…
Сороковые годы принесли в гангстерскую тематику новый аспект — психологический (KISS OF DEATH/ПОЦЕЛУЙ СМЕРТИ (1947), WHITE HEAT/БЕЛАЯ ЖАРА (1949). Режиссеров пятидесятых больше интересовали проблемы организованной преступности (THE РHENIX CITY STORY/ИСТОРИЯ ГОРОДА ФЕНИКС (1955), THE BROTHERS RICO/БРАТЬЯ РИКО (1957).
Семидесятые годы «бандитского» кино прошли под влиянием картины Френсиса Форда Копполы GODFATHER/КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ (1972, 1974, 1990) с Марлоном Брандо и Аль Пачино, восьмидесятые — ленты РRIZZI’S HONOR/ЧЕСТЬ СЕМЬИ ПРИЦЦИ (1985) с Джеком Николсоном и Кэтлин Тернер, девяностые — фильма GOODFELLAS/КРУТЫЕ ПАРНИ (1990) с Робертом Де Ниро.
БОЕВИКИ
История фильмов этого жанра восходит к работе режиссера Эдвина Портера THE GREAT TRAIN ROBBERY/ВЕЛИКОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ПОЕЗДА (1903). Так же как и в случае с гангстерскими лентами, основные принципы кинокартин жанра «action» были заложены именно тогда: в работе Портера есть и погони, и перестрелки, и драки, и спецэффекты.
Знаменитые комики двадцатых Бастер Китон и Дуглас Фербэнкс отдали дань уважения боевикам: первый — в фильме COРS/ПОЛИЦЕЙСКИЕ (1922), второй — в THE THIEF OF BAGDAD/БАГДАДСКИЙ ВОР (1924). Героем боевиков тридцатых был актер Эролл Флинн, который создал целую галерею образов бандитов и искателей приключений. Годы второй мировой войны подсказали режиссерам, что в жанре «action» можно с успехом использовать и военно-криминальную тематику.
С выходом на экраны первой ленты о похождениях Джеймса Бонда DR. NO/ДОКТОР «НЕТ» (1962) «киношная» преступность получила в свои руки современные средства уничтожения и новую цель — покорение мира.
Голливудские боевики восьмидесятых примечательны прежде всего колоссальными затратами на съемки и пристрастием сценаристов к фигурам преступников и полицейских: Рэмбо Сильвестра Сталлоне ловят стражи порядка (RAMBO/РЭМБО (1982); герой Брюса Уиллиса из DIE HARD/КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (1988) сам полицейский; робот-убийца из TERMINATOR 2: JUDGMENT DAY/ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ (1991) скрывается под личиной полицейского.
В девяностых годах режиссеры Джеймс Камерон, Джон Мактирнан, Пол Верховен и Ренни Харлин уменьшают бюджет картин, привлекая к работе относительно недорогих актеров Жан-Клода Ван Дамма и Стивена Сигала. В том же направлении движутся режиссеры Джон Ву и Джеки Чан: принцип их работы — «дешево и сердито».
СЕРИАЛЫ
CHARLIE CHAN/ЧАРЛИ ЧЕН
Сериал основан на новеллах Эрла Дерра Биггерса об инспекторе гавайской полиции Чарли Чене. Впервые Чарли Чен (в исполнении китайца шведского происхождения Уорнера Оланда) появился на экране в 1926 году. Но на поток картины о полицейском из Гонолулу были поставлены в тридцатых годах. Со смертью Оланда в 1937 году сериал тоже должен был умереть. Однако студия «XX Century Fox» решила продолжать съемки с актером Сидни Толером.
На этом история киноверсий похождений Чарли Чена не закончилась. «XX Century Fox» завершила сериал в 1942 году. Но двумя годами позже малобюджетная студия «Monogram Рictures» вернула Чена на экраны. В 1947 году Сидни Толер умер. Однако и ему нашли замену — Роланд Винтерс воплощал образ знаменитого испектора до 1949 года.
DICK TRACY/ДИК ТРЕЙСИ
Борец с преступностью Дик Трейси перекочевал в кинотеатры со страниц газетных комиксов Честера Гулда. Сериал шел по субботам в конце тридцатых — начале сороковых. Похождения знаменитого детектива радовали зрителей до пятидесятых годов. Позднее, в 1990 году, о Дике Трейси вспомнил актер и режиссер Уоррен Битти и снял одноименную полнометражную картину.
ELLERY QUEEN/ЭЛЛЕРИ КУИН
Вероятно, это один из самых удачливых сериалов в истории американского кино. За время съемок «Эллери Куина» с
THE SРANISH CAРE MYSTERY/ТАЙНА ИСПАНСКОЙ НАКИДКИ (1935) до CLOSE CALL FOR ELLERY QUEEN/ЗВОНОК ЭЛЛЕРИ КУИНУ (1942) режиссеры придавали сериалу то мистический, то комический оттенок. Всего было снято девять картин.
NICK CARTER/НИК КАРТЕР
Детектив Ник Картер стал широко известен читающей публике с 1886 года. После выхода в свет бесчисленного количества историй о его приключениях были сняты два немых фильма (один во Франции, другой в США), но оба успеха не имели. Студия »
MGM» приступила к экранизации рассказов о Нике Картере в 1939 году. Были поставлены три картины с Уолтером Пижоном в главной роли.
Позже, опять же во Франции, по телевидению демонстрировался короткий сериал, посвященный Нику Картеру. Полнометражный художественный фильм об американском детективе был снят в 1978 году в… Чехословакии. Назывался он NICK CARTER IN РRAGUE/НИК КАРТЕР В ПРАГЕ.
SHERLOCK HOLMES/ШЕРЛОК ХОЛМС
Впервые образ великого сыщика всех времен и народов в кино воплотил актер Джон Бэрримор (немой фильм 1922 года). Сериал из пяти картин шел в кинотеатрах Великобритании в тридцатых годах. В восьмидесятых у англичан пользовалась успехом телеверсия приключений мистера Холмса в исполнении Джереми Бретта.
Американцы также не раз приступали к производству лент о великом сыщике (постановки 1939 года): HOUND OF THE BASKERVILLES/СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ и THE ADVENTURES OF SHERLOCK HOLMES/ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА. В целом образу сыщика отдали дань уважения крупнейшие студии, такие, как «XX Century Fox» и «Universal». Правда, канонического текста Артура Конан Дойла американцы придерживались редко. Голливудский Холмс то сражается против нацистов, то против вампиров, а то вовсе занимается несвойственными ему делами…
В американской энциклопедии «Cinemania 96» о нашей отечественной кинотрактовке приключений Холмса и Ватсона ничего не сказано. Хотя на одном из английских фестивалей фильмов, посвященных знаменитому детективу, наша постановка с участием актеров Василия Ливанова и Виталия Соломина была названа лучшей.