Его звали Арлекино
С двенадцати лет меня тянуло к плохому: ребятам с накачанным торсом, распивающим водку в подъездах и громящим автобусные остановки, обменивающим учебник на пачку «Marlboro». Они были для меня воплощением мужского начала. Но вот однажды на экране появился тот, кто делал почти то же самое, только как-то не так. Его звали Арлекино… Позже я увидела этого актера в главной роли в боевике «Стервятники на дорогах». Теперь его звали Олег Фомин…
— Олег, почему после ленты «Меня зовут Арлекино» о вас так долго ничего не было слышно?
— Дело в том, что после «Арлекино» я сразу попал в черный список. Я стал «нежелательным персонажем» — такой герой властям тогда был не нужен. Рыбарев снял картину, в которой первый раз открыто было сказано, что у нас классовое общество и никуда от этого не денешься. Тогда об этом запрещали говорить. Я помню кучу подпольных просмотров в Москве, где все говорили, что картина никогда не выйдет на широкий экран и ее надо спасать. Но тем не менее она вышла.
— Я помню, что среди подростков картина наделала много шума…
— Говорят, что письма мешками выносили с «Беларусь-фильма» и сжигали. Я получил только пять писем, причем два из них… из заграницы. На протяжении пяти лет не было ни одной моей фотографии, ни одного интервью! Только в 1991 году Сергей Жигунов снял про меня передачу, которая называлась «Пять лет молчания». Так что весь шум прошел немножко мимо меня. Но я не в обиде: в то время я уже играл в Риге, в театре Адольфа Шапиро.
Славу я ощущал за границей, когда туда приезжал. Картина прошла по всем соцстранам. Ее даже купила «XX Century Fox»!
— Насколько я знаю, это ваша первая работа в кино. Как получилось, что именно вас пригласили на этот фильм?
— Случайно, как все и происходящее в этой жизни. Я возвращался с детским театром, где среди прочих был Юра Щекочихин — автор сценария. Они возили пьесу «про Арлекино» в Берлин. На вокзале мы познакомились. Выяснилось, что вся эта история произошла в моем родном городе, в Тамбове, и прототип главного героя знает меня лично! Тогда на вокзале мы решили, что это судьба. Так оно и вышло. а дальше дело техники — фильм вышел и определил все плохие и хорошие подробности моей жизни.
— С тех пор на экране вы возникаете только как крутой герой с «исковерканной судьбой». Такое постоянство можно отнести к «плохим подробностям» или это ваш личный выбор?
— К сожалению, далеко не все можно выбирать. Я практически никогда не отказываюсь от ролей. Потому что, даже если режиссер неважный, всегда можно сделать так, чтобы не было стыдно за свою работу. Так произошло с «Фанатом-2», где был однозначно плохой сценарий и никакой режиссер.
В 1991 году, приехав из Риги, я снял две ленты. Первым был фильм «Милый Эп» — трогательная история про первую любовь. Американская киноакадемия назвала его «Скандинавская сказка» или «Несоветское кино». Получил за него всевозможные призы и потом снял вторую картину по Сарояну — «Время вашей жизни».
— То есть режиссер — это ваша вторая профессия?
— Нет, шестнадцатая. За время учебы я поменял четырнадцать профессий. Был дворником, уборщиком подъездов, грузчиком, «манекенщиком 46-го размера» на Кузнецком мосту. В трех театральных студиях я преподавал сценодвижение. Потом был балет Бори Моисеева, где я танцевал в варьете. Получал бешеные деньги по тем временам и ездил исключительно на такси. Я проработал три месяца, а затем уехал в Ригу, где семь лет отыграл в лучшем в стране молодежном театре Адольфа Шапиро.
— Вы женаты?
— Я семь лет был женат на самой эффектной женщине Риги. Она по профессии художник-модельер, у нее был салон. У меня самого дед-портной, и я тоже хорошо шью. Мы делали вещи для Пугачевой, Лаймы, Преснякова. Устраивали аукционы в Доме кино, и Боря Хмельницкий, как сейчас помню, купил свитер, связанный из кожаных ниток.
С первой женой мы прожили счастливо семь лет, пару раз ругались и пару раз расходились.
С третьего класса я все время в кого-то влюблялся, постоянно собирался на ком-то жениться. Это единственное, ради чего стоит жить. Я не могу сидеть дома и прыгать перед зеркалом: «Какой я талантливый, какой гениальный». Мне интересно, когда за спиной стоит красивая женщина и гордится мной.
Оля ДЕМЬЯНОВА