Антонио Бандерас: Антонио-завоеватель
«Мне не нужно ничего, чего я не заслужил, но если кто-то предложит мне больше денег, я не дурак, чтобы отказаться».
Антонио Бандерас
Одно его имя — Анто-о-онио — способно растопить чувствительное женское сердце. Уже давно Голливуд ждал появления «латинского любовника» — смуглого мачо с горящим взором, который составил бы достойную конкуренцию бледнолицым американским «звездам». Который мог быть одновременно нежным и мужественным, жестоким и благородным. И он появился. Жарким августовским днем 1960 года в старинном испанском городе Малаге в семье полицейского и учительницы родился мальчик, которого, следуя католическим традициям стали называть длинным именем Хосе Антонио Домингес Бандера…
Хосе Домингес был признанным лидером в своем классе и вообще любил верховодить во всех компаниях. «Он был первым не потому, что обладал мускулистой фигурой и красивым лицом — хотя и это сыграло свою роль, — рассказывает друг детства будущей кинозвезды. — Хосе нравился всем потому, что мог сочувствовать слабым и обладал врожденным чувством юмора».
Нелегко приходилось учителю мальчика Хуану Крузадо, которому постоянно досаждали школьницы с просьбами изменить расписание уроков так, чтобы они могли заниматься с Хосе в одном классе. «У мальчика уже тогда была необыкновенная внешность, — вспоминает Крузадо. — Глядя в его большие блестящие глаза, вы не могли ни в чем ему отказать».
Обладая ангельской внешностью, Хосе ангелом, однако, не являлся. Веселый и жизнерадостный, он обожал всякие розыгрыши и нередко попадал за это в немилость к администрации школы. Учителя старались направить его энергию в русло спорта (Хосе увлекался плаванием и теннисом) и музыки (в четырнадцать лет он выучился игре на гитаре, а потом освоил и фортепиано). Однажды ему предложили принять участие в постановке школьного любительского театра…
Когда Хосе заявил родителям, что мечтает стать актером, то столкнулся с непониманием со стороны матери, красивой волевой женщины, которая хотела, чтобы сын выбрал себе более консервативную профессию. Но как ни любил Хосе свою мать, он все же поступил по-своему.
В пятнадцать лет Хосе Домингес стал посещать драматический кружок под руководством известной театральной актрисы Гильермины Сото. Субботними вечерами молодые люди обучались актерскому мастерству и разучивали пьесы классиков. Мальчику, однако, хотелось сыграть в современной постановке, поэтому, когда в студенческом театре начались репетиции мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — Суперзвезда», он предстал перед комиссией, выучив не только заглавную роль, но и все остальные. Когда же наконец возникла потребность в замене первого состава, молодой парень с успехом дебютировал на большой сцене.
Вскоре Хосе вошел в состав независимой театральной труппы «Динтель», которая была образована в Малаге. Из-за недостатка средств актерам приходилось самим делать декорации и шить костюмы. Одновременно Хосе учился в школе драматического искусства, где благодаря своему таланту и завидному упорству стал одним из первых учеников. «У него уже был сценический опыт, а это очень важно, — вспоминает Педро Фернандес, преподаватель дикции. — Хосе обладал интуицией и схватывал все на лету».
Когда в восемнадцать лет Хосе принял участие в греко-латинском театральном Фестивале, учителя, восхищенные игрой этого парня, в один голос заявили о том, что ему пора ехать в Мадрид и серьезно заняться актерской карьерой. За неделю до своего двадцатилетия он наконец решил последовать их совету. На вокзале плачущая мать сказала, что он может в любое время вернуться домой, но сам Хосе знал, что это никогда не произойдет.
Первые годы в Мадриде были настоящим испытанием для талантливого, но никому неизвестного актера из провинции. Ему повезло лишь в том, что после многих лет правления генерала Франко испанское искусство переживало свою «эпоху Возрождения». Остро нуждаясь в работе, Хосе нашел в себе мужество попроситься на прослушивание в престижный Национальный театр Испании и, к своему немалому удивлению, вскоре стал самым молодым членом труппы.
Правда, денег у него по-прежнему не было. Родители помогали как могли. Многочисленные друзья разрешали ночевать на диване в своих квартирах. Иногда бедняга днями ничего не ел, перебиваясь дешевыми шоколадками и стреляя сигареты у более удачливых коллег по театру. Но, несмотря ни на что, он сохранял бодрость духа и много смеялся, привлекая внимание как женщин, так и мужчин…
Однажды после окончания спектакля к нему подошел Педро Альмодовар, который был, по словам самого Бандераса, «диким и неряшливым подпольным режиссером с репутацией бунтаря». Присмотревшись к молодому актеру, Альмодовар заявил, что у того «очень романтичная внешность», а его лицо «идеально подходит для кино». Через несколько дней режиссер снова пришел в театр и, посмотрев еще раз на игру Хосе, пригласил его на кинопробу. «Когда я просмотрел записи, — вспоминает Альмодовар, — то понял, что парень станет кинозвездой. Он сидел перед камерой, и всем было очевидно, что он просто рожден для этого».
Хосе принял предложение Альмодовара сыграть араба-гомосексуалиста в его картине «Лабиринты страсти», считая при этом режиссера «не то сумасшедшим, не то гением». (К счастью для них обоих, Альмодовар был одновременно и тем и другим.) Первый мужской поцелуй, показанный на экранах Испании Альмодоваром, наделал много шуму в консервативной прессе. Сам Бандерас признается, что решился на такой шаг лишь потому, что ему надоели издевки съемочной группы, а его партнер, актер Иманол Ариас, был его давним приятелем.
Небольшая проблема возникла с именем молодого дебютанта. Хосе Домингес, по мнению Альмодовара, звучало как имя дешевого тореадора, поэтому после небольшой дискуссии было решено взять второе имя и добавить ко второй фамилии букву «с». Так на свет появился Антонио Бандерас.
Бандерас снялся еще в четырех фильмах Альмодовара, среди которых наиболее известны «Женщины на грани нервного срыва» и «Завяжи меня! Развяжи меня!» (за него актер получил испанский эквивалент «Оскара» как исполнитель главной мужской роли). Среди поклонников Бандераса вскоре оказалась секс-дива Мадонна, которая открыто преследовала тогда счастливо женатого Бандераса. Достаточно корректно он отверг ее ухаживания — что, впрочем, не помешало ей возобновить свои попытки на съемках «Эвиты».
Дебют Бандераса в американском кино состоялся в 1992 году, когда он снялся в фильме режиссера Арни Глимшера «Короли мамбо». Актер утверждает, что никогда не сможет отблагодарить режиссера за то, что тот взял его на роль молодого кубинского композитора и музыканта Нестора Кастильо. Дело в том, что в то время Антонио знал всего лишь несколько слов на английском и ему пришлось воспроизводить английские фразы на слух.
Когда Антонио решил бросить успешную карьеру в европейском кино, чтобы завоевать Голливуд, друзья и родственники в один голос назвали его сумасшедшим. Опасения матери усилились, когда при встрече с ней сын едва говорил по-испански. Просто Антонио понял, что без знания языка дорога в Голливуд ему заказана. Поэтому в течение нескольких месяцев он занимался чужим языком по восемь часов в день, пока не стал думать и говорить только на английском. Его усилия были вознаграждены — на следующий год Джонатан Дэмме пригласил Антонио в картину «Филадельфия», впоследствии получившую двух «Оскаров».
После успеха таких фильмов, как «Дом духов» (1993) и «Интервью с вампиром» (1994), в котором Бандерас снялся с двумя другими красавцами — Томом Крузом и Брэдом Питтом, за ним прочно закрепилось звание нового секс-символа Америки. Следующий, 1995 год стал самым успешным в его карьере. Он снялся в четырех фильмах, среди которых можно особо выделить ироничный боевик Роберта Родригеса «Отчаянный» и ленту Ричарда Доннера «Убийцы», где Бандерас сыграл на пару с Сильвестром Сталлоне.
В 1995 году на съемках комедии «Двое — это слишком» Бандерас познакомился с актрисой Мелани Гриффит — бывшей женой Дона Джонсона. В мае 1996 они поженились и сейчас воспитывают дочь — Стеллу дель Кармен.
Участие Бандераса в «Маске Зорро» Мартина Кэмпбелла, еще одной версии приключений благородного разбойника, несомненно, обеспечит фильму большие кассовые сборы.
Сам Антонио описывает жанр фильма как «комедию с чертами приключенческой картины 30 — 50-х годов».
В этом году Бандерас также приступил к съемкам в фильме «13-й воин» (другое название «Пожиратели мертвых») режиссера Джона Мактирнана, в основе сценария которого лежит роман Майкла Криштона о путешествии арабского вельможи (Бандерас) с отрядом кровожадных викингов. Следуя примеру Де Ниро, Иствуда и Костнера, актер также решил попробовать себя в режиссуре и снял свою первую картину «Сумасшедшая в Алабаме», главную роль в которой исполнила, конечно же, Мелани Гриффит.
Недавно в одном интервью актер заявил, что ему хотелоь бы сменить амплуа и сыграть какую-нибудь характерную роль, как например… Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери». Немного подумав, он с сожалением добавил, что его внешность, скорее всего, станет этому помехой…
Подготовила Татьяна МАКАРОВА