Хорошие итальянские парни

Их талант покорил Голливуд, их фильмы стали этапными в истории кино, их имена означают мастерство и виртуозность. Роберт де Ниро и Мартин Скорсезе, актер и режиссер, тесная дружба которых, длящаяся уже почти четверть века, позволила сделать им восемь прекрасных картин, получивших признание не только зрителей, но и критиков.

1973 год. «Злые улицы»

Они выросли в одном и том же квартале Нью-Йорка, но познакомились лишь в 1973 году. К тому времени 31-летний Скорсезе снял только один фильм — «Кто стучит в мою дверь?», на счету 30-летнего де Ниро был восьмилетний опыт работы в кино и девять ролей первого и второго плана в фильмах категории «Б». Их познакомил режиссер Брайан де Пальма, у которого де Ниро снимался в своих ранних картинах «Приветствия» (1968) и «Привет, мамуля!» (1969). Скорсезе начинал работу над фильмом «Злые улицы» и искал актера на роль Джонни-боя. «Это была прекрасная роль для де Ниро, — вспоминает Скорсезе. — Помню, когда он примерял свою шляпу, которую сохранил еще со старых времен, я подумал: «Это великолепно!», но вслух этого не произнес, просто сказал: «Неплохо, неплохо». С фильма «Злые улицы» и началась звездная карьера де Ниро и Скорсезе.

На следующий год режиссер Френсис Форд Коппола пригласил де Ниро на роль молодого Вито Корлеоне в фильм «Крестный отец II». Актер должен был сыграть молодого «Марлона Брандо», и де Ниро сделал это так искусно, что получил «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана.

1976 год. «Таксист»

«Миниатюра реализма 70-х. Этот непривлекательный, но потрясающе cделанный фильм, преследует вас. Это — картина царящего в мире безумия», — Джон Уолкер о «Таксисте».

Прототипом главного героя фильма стал друг Скорсезе Виктор Магнотта, служивший в свое время во Вьетнаме. Герой Роберта де Ниро тоже возвращается из Вьетнама, не может привыкнуть к нормальной жизни и потому устраивается работать ночным таксистом. Кстати, в этом фильме 14-летняя Джоди Фостер сыграла не совсем обычную для своих лет роль. Чтобы ее добиться, она провела четыре часа у психиатра, чтобы доказать, что вполне нормальна и потому может сыграть проститутку.

1977 год. «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Следующая совместная работа Скорсезе и де Ниро была провальной. Музыкальный фильм, действие которого происходит в Нью-Йорке конца сороковых годов, «не шел», «Тогда от меня ушла вторая жена и родился второй ребенок, — говорит Скорсезе, — и я принимал наркотики. Я ловил себя на мысли, что четыре дня в неделю провожу в постели из-за астмы, кокаина и пилюль. Я не понимал, что происходит вокруг меня, и не мог сконцентрироваться на работе. Кокаин дал осложнение: внутреннее кровоизлияние. Я попал в больницу, но потом все стало намного лучше, я вылечился, и мы с Бобом (де Ниро) начали писать сценарий «Бешеного быка».

1980 год. «Бешеный бык»

Это была лучшая лента 1980 года, получившая «Оскара». Де Ниро тоже получил «Оскара» — за лучшую мужскую роль (как можно отказать человеку, потолстевшему почти на 30 килограммов ради создания убедительного образа!). Победа Скорсезе как режиссера была очевидна, но награду он не получил. Однако благодаря этому фильму Скорсезе вошел в список десяти лучших режиссеров вместе с О. Уэллсом («Гражданин Кейн», 1941 г.), Ф. Копполой («Крестный отец», 1972 г.), А. Хичкоком («Головокружение», 1958 г.), Б. Вайлдером («В джазе только девушки», 1958 г.)… «Я действительно хотел сделать этот фильм, — говорит де Ниро, — а Марти — нет. Он ничего не понимал в боксе, кроме того, что это — «физическая игра в шахматы». Мне же понравилась идея сыграть боксера итало-американского происхождения, вышедшего из низов. После того как Марти вылечился, мы потратили две недели на сценарий, а потом десять недель снимали бои на ринге. Это было тяжело, но это была работа».

1982 год. «Король комедии»

Критики назвали фильм «самым лучшим», «незабываемым», «пугающим и одновременно забавным». Американцы считают роль Руперта Папкина наиболее удачной работой де Ниро. Перед съемками Скорсезе поставил себе две задачи: сделать фильм как можно быстрее и как можно в более простой манере. «Боб принес мне этот сценарий десять лет назад, но тогда я ничего в нем не увидел. Только потом я начал понимать его прелесть.

Мы становились старше и уже не могли быстро снимать фильмы, как это делали в 32 года. «Король комедии» был чем-то, что очень нравилось де Ниро, а я был просто вынужден помогать ему».

1990 год. «Хорошие парни»

Между «Королем комедии» и «Хорошими парнями» восемь лет разницы. За это время де Ниро снялся в эпических картинах «Однажды в Америке», «Миссия», «Бразилия». Скорсезе сделал «оскароносный» «Цвет денег» и скандальный «Последнее искушение Христа». Во время съемок «Цвета денег» Скорсезе прочитал книгу Ника Пиледжи «Мудрый парень» и захотел экранизировать ее. С 1986 по 1987 год он вместе с автором романа писал сценарий. Скорсезе понимал, что лента может оказаться провальной, и знакомые отговаривали его от этой затеи. «Зачем тебе снимать ганстерский фильм, ты ведь уже делал это?» — удивлялся Марлон Брандо. Однако киностудия «Warner Bros.» заинтересовалась сценарием и пообещала дать «добро», если Мартин найдет звезду на главную роль. И Марти пришел к своему старому другу…

— Ты предлагаешь мне роль парня, который появляется всего в нескольких сценах? Почему ты думаешь, что я соглашусь сыграть его? — спросил Боб.

— Потому что это здорово, — ответил Марти.

Де Ниро снимался всего три недели, и за такой короткий срок ему удалось стать центром картины, вокруг которого были сосредоточены все происходящие события.

1990 год. «Мыс страха»

Этот фильм — римейк одноименной картины 1962 года с Грегори Пеком и Робертом Митчумом. Римейк оказался лучше оригинала, и, как это обычно бывает, отклики критиков были самые разные: от уничтожающих, типа: «Худшая работа Скорсезе. Уродливая, бессвязная картина» («New Yorker»), до самых восторженных: «Совершенный триллер, вселяющий страх в сердца зрителей» («Variety»). Использовав сюжет старого фильма (насильник, отсидев в тюрьме 14 лет, начинает преследовать адвоката, не сумевшего оправдать его на суде, и его семью), Скорсезе попытался исследовать психологию главного героя, ставшего своеобразным ангелом мщения. «Герой де Ниро был просто бесподобен, он был безжалостен не только в заключительной сцене, но и на протяжении всего фильма. Он жил по принципу: «Ты причинил боль мне, теперь я должен отплатить тебе». Мы изменили много сцен, но оставили такими же, как в старом фильме, конец и музыку. Это был эксперимент», — вспоминает Скорсезе.

Эксперимент удался: фильм стал самым кассовым среди остальных работ режиссера и собрал 87 миллионов долларов.

1995 год. «Казино»

Картина, возвратившая былую популярность Скорсезе и де Ниро, ставшая классической еще до выхода на большие экраны и в прокат, возродившая традиции хорошего гангстерского фильма.

«В «Казино» два главных героя: один — контролируемый, другой — опасный. Даже когда у меня еще не был полностью написан сценарий, я мог думать только о двух людях: о Бобе и Джо Пеши. Образ героя де Ниро сложен, это — человек, который никогда не показывает своих эмоций. Я был рад, что Боб не боялся выглядеть неприятным человеком, которого никто не любит. Но в жизни он добрый и сострадательный, и зрители это знают, не понятно как, но знают».

Сюзанна НАГАО

Свежие записи