ОБРАТНАЯ СТОРОНА КИНО
Глава I,
о том, как, отправляясь на поиски королевы Марго, можно найти короля Карла и королеву-мать
В состоянии глубокой задумчивости я бреду по коридору «Мосфильма». Тьма дверей, масса комнат, а нужна одна — охотничья. В ней должен сниматься эпизод из сериала «Королева Марго». Обращаться к кому-то за помощью нет смысла — точный адрес не дадут, потому как вчера охотничья комната могла быть бальным залом… Я дохожу до настежь открытой двери и уже собираюсь туда заглянуть, как вдруг меня останавливает какой-то старик:
— Там съемки!
— Правда, — радуюсь я. — Там, случайно, не охотничья?
— Там? — переспрашивает старик и многозначительно смотрит на меня. — Там Париж.
И хлопает дверью перед моим носом.
Я, собираясь продолжить путешествие, разворачиваюсь на каблуках, и тут за моей спиной слышится лай. Видимо, собаки бегут туда, куда мне надо, поэтому я, не долго думая, бросаюсь за ними и их хозяевами. Мы несемся по коридорам, пугаем персонал, врываемся в одну из дверей, перепрыгиваем через жилы проводов, спотыкаемся о лестницы, ныряем под прожекторы и, наконец, врезаемся в пейзаж французской провинции. Так мы оказываемся в охотничьем домике.
Съемочный павильон тут же наполняется далматинами и русскими псовыми. Псовые разбредаются по комнате, заглядывают под столы, стулья и за портьеры. Далматины плюхаются на шкуру медведя около камина.
Из соседнего зала появляется режиссер «Королевы Марго» Александр Муратов, и начинается подготовка к съемкам.
— Солнце можно зажигать?! — кричат сверху.
— Зажигай! — кричат сбоку.
За пределами домика врубается большой прожектор, и свет через витражи падает на медведя с собаками. За ним включаются еще несколько и освещают пейзаж французской провинции, что за окном. Красота непередаваемая! Так и чувствуешь веянье ветерка из приоткрытой двери, стук копыт, запах луговых цветов. Сейчас зажгут камин, войдет слуга и скажет, что кушать подано… Но слуга почему-то не появляется. Только люди в свитерах и джинсах продолжают что-то устанавливать.
Понимая, что сейчас не время лезть с вопросами к главному художнику, я отправляюсь в круиз по периметру комнаты. Первое, что я роняю, — здоровущие копья. Водрузить их обратно не представляется возможным, потому как они тяжеленные. На мое счастье, мимо проходит постановщик трюков с животными Виктор Зуйков…
На всех стенах висят гобелены, изображающие сцены охоты. Я еще раз оглядываю комнату и начинаю припоминать, что уже была в ней. Да, неделю назад я случайно забрела сюда как раз в тот момент, когда вешали именно этот гобелен. Здесь было темно, мрачно и пахло бензином. Две женщины наклеивали на колонну холст, а мужчина красил камин. И комната тогда казалась намного меньше…
Наконец начинается съемка и всех «незанятых» просят отойти от камеры. Я забиваюсь в угол под прожектор, аккуратно, чтобы не вырубить свет, устраиваюсь между проводами и, откинув голову, упираюсь затылком в нечто, висящее на стене. Это арбалет, по виду настоящий. К счастью, он прикреплен хорошо.
В комнату входит королева-мать и начинает диалог с сыном. Но тут одна из собак вскакивает и, завидя свою хозяйку, несется к ней. Другие псы вдруг начинают скулить.
— Всем сидеть!!! — кричит Карл IX.
Собаки в ужасе вздрагивают, и тут вмешивается Виктор Зуйков и рассаживает животных по местам. Так продолжается несколько раз, пока, наконец, дело не доходит до собачьей драки. В эпицентре почему-то оказываюсь я, но тут опять вмешивается Виктор, разнимает стаю, вырывает оттуда меня и откидывает к стене. Я падаю на нее совершенно спокойно, так как думаю, что стена — это стена, на ней арбалеты висят! Однако, упав, понимаю, что деревянные панели — это тонкий пластик, похожий на тот, в котором обычно лежат конфеты в коробках.
Очередной дубль. Карл и королева-мать проходят вдоль длинного стола, вокруг которого важно расхаживают собаки. Карл: «Да, матушка, все мы нынче вернулись с большой охоты — охоты на гугенотов». Матушка: «Если охота на гугенотов была такой удачной, зачем же вам понадобилось охотиться, — дальше я забыла текст, — сын мой!» Карл: «Ма-а-тушка!»
После следующего, уже удачного, дубля наступает перерыв. Я пробираюсь к креслам эпохи Карла IX и с опаской присаживаюсь на одно из них… Но оно, к счастью, не ломается — настоящее, значит. На столе лежат мушкеты и кинжал. Мимо проходит главный художник, и я, пользуясь моментом, спрашиваю:
— Эти стулья изготовлены специально для съемок «Королевы Марго»?
— Да, — отвечает он. — В конце прошлого века. Со склада реквизит, настоящий. И мушкет, который вы сейчас уроните на бедного далматина, тоже настоящий. А камин, который вот уже третий час вызывает у вас живой интерес, сейчас будут разжигать.
И тут случилось страшное. Некий молодой человек с пышной шевелюрой и зажигалкой подошел к камину и крикнул кому-то за камином, чтобы тот «врубал». Тот «врубает», и, к ужасу всех находившихся в комнате, в камине вспыхивает пламя, искра бьет молодому человеку прямо по челке, отчего та в долю секунды загорается. К парню тут же бросается стоявшая рядом женщина и рукой сбивает пламя.
— А можно узнать, как работает камин? — пристаю я к главному художнику.
— Безусловно. Заходите за портьеру, там будет темная комната, слева от себя вы нащупаете еще одну портьеру, а за ней — небольшое помещение. Не заблудитесь!
Следуя инструкциям, я попадаю в «закаминную». В ней ничего нет, кроме газового баллона с огромным вентилем. Я уже собираюсь идти обратно в зал, но тут замечаю еще одну занавеску. Тренированным жестом откидываю ее и вижу дверь. За ней — витая лестница, ведущая наверх. Тогда, искренне надеясь, что вся эта конструкция изготовлена не из бумаги и не рухнет подо мной, я шагаю на ступеньку и…
(Продолжение следует)
Наталья МАЛЮТИНА