СЭМ РАЙМИ — ПОЖИРАТЕЛЬ КИНО
Сэм Райми носит галстук а-ля Хичкок и называет всех «сэр» или «друг». Это милый и вежливый человек тридцати пяти лет. Но за приятной внешностью скрывается режиссер «Злых мертвецов», «Темного человека» и «Армии тьмы».
Райми занялся фильмами еще в средней школе. Вместе с братом Айваном (теперь он терапевт и соавтор многих сценариев Сэма) и друзьями Брюсом Кэмпбеллом (актер) и Скоттом Спигелем (писатель и режиссер) он снимал картины дюжинами. В университете штата Мичиган к ним присоединился Роберт Таперт (ныне он продюсер и партнер Райми по компании «Renaissance Рictures»). Их картины представляли собой смесь комедии и ужастика.
В 1983-м появились на свет «Злые мертвецы». Сюжет удивительно прост: пятеро ребят отправляются в горы и останавливаются в охотничьем домике. Там они начинают кромсать друг друга, потому что в них вселились злые духи. Этот веселенький фильмец был принят в штыки на родине, в США, изъят из проката в Англии, а в Германии его вообще чуть ли не прокляли.
Сценарий для следующего фильма Райми «Волна преступности» был написан им совместно с его друзьями братьями Коэн. По словам Кэмпбелла, в этот раз был превышен бюджет, нарушен график съемок и все, что только возможно.
После «Волны преступности» Райми вновь вернулся к фильмам ужаса. Возможно, сюжет «Злых мертвецов-2» был навеян хаосом, царившим в доме Сэма в Лос-Анджелесе. Коэны, Френсис Макдорманд, Холли Хантер, Кэти Бейтс делили с ним это жилище. Неподалеку обитала Лиза Хенсон, ставшая сейчас президентом «Сolumbia Рictures». Несколько лет она была подругой Райми.
В доме был такой беспорядок, что сценарий пришлось дописывать в другом, более спокойном, месте. Наконец в 1987 году съемки были закончены. Как и в первой серии, кровь на экране лилась рекой. В одном из эпизодов Кэмпбелл (как всегда исполняющий главную роль) с сумасшедшим ликованием избавляется от собственной руки, в которую вселился злой мертвец. Картина опять не встретила одобрения у критики, но нашлись люди с крепкими нервами и желудками, которые захотели ее посмотреть.
Окрыленные успехом, Сэм и Айвен взялись за сценарий нового фильма, который согласилась финансировать студия «Universal Рictures». Он назывался «Темный человек». Наконец-то Райми имел возможность работать над высокобюджетной картиной. Речь в ней шла об ученом, мстящем гангстерам, которые намеревались его убить. Затем режиссер вернулся к лентам, на которые никто не хочет давать денег, и сотворил «Армию тьмы». После этого в поисках подходящего сюжета он в течение года отдыхал.
Сценарий «Быстрые и мертвые», написанный Саймоном Муром, вытащил Сэма Райми из отпуска, Саймон предложил что-то вроде спагетти-вестернов Серджо Леоне. Здесь есть и пыльный маленький городок где-то в Техасе, который терроризируют бандиты, и злой-презлой главарь шайки. Конечно, не обошлось и без положительного героя. Но на этот раз традиции были нарушены. Главный персонаж — не мужчина, а таинственная незнакомка Эллен, горящая желанием расправиться со злом в лице нескольких бандюг. Играет этот женский вариант Криса из «Великолепной семерки»… Шэрон Стоун. Мисс «Основной инстинкт» лихо скачет на коне в ковбойских штанах. Если бы режиссером фильма был не Сэм Райми, Стоун не согласилась бы сниматься в «Быстрых и мертвых». Шэрон считает, что классический вестерн достиг наивысшей точки в «Непрощенном», и ей не хотелось бы идти традиционным путем. А Райми предложил необычный подход к банальному материалу. Кроме Шэрон Стоун, в фильме были задействованы Джин Хэкмен, Рассел Кроу, Лэнс Хенриксен, Леонардо ди Каприо, Пэт Хингл… Чтобы заплатить им всем и не скупиться на прочие расходы, связанные со съемками, потребовалось тридцать миллионов долларов.
Режиссер привез съемочный коллектив в такую глушь, где даже душ принять было нельзя. Почти все звезды, кроме Стоун, с этим смирились и подшучивали над заброшенностью городка.
Кроме диковатых (для Штатов) методов работы с актерами, Сэма Райми отличает еще и страсть к нововведениям. Скажем, для съемок «Злых мертвецов» он придумал «трясущуюся камеру» (камера водружалась на доску, и кто-то из бригады подручных носился с ней сломя голову). В «Быстрых и мертвых» тоже было несколько экспериментальных ходов. Например, Райми использовал технику Хичкока — изображение искажалось, чтобы передать гнетущую атмосферу страха. Короче, есть на что посмотреть.
Покончив с «Быстрыми и мертвыми», Райми приступил к своему новому проекту под названием «Фрости — снежный человек». Попутно он вспомнил еще об одном своем старом хобби — огородничестве. Хотя Сэм умудряется и это занятие смешать с кино (причем в буквальном смысле). Несколько раз он, растерев кинопленки в порошок, удобрял ими землю, выращивал на ней овощи и потом ел их. Пожалуй, это единственный режиссер в мире, который не только делает фильмы, но и поедает их…
Екатерина Скобелева