БЕЛЫЙ ДОМ ВЗЛЕТАЕТ НА ВОЗДУХ,
или Как получить «Оскар» за поджог Лос-Анджелеса
— Панорама горящего Лос-Анджелеса произвела на меня впечатление.
— Отлично сработано, но мне больше понравилось, как взлетел на воздух Белый дом.
Нет, это не диалог отставных генералов второй мировой, у которых с возрастом Лейпциг и рейхстаг перепутались с американскими реалиями. Подобный разговор вполне мог возникнуть среди членов жюри, собравшегося по поводу предстоящего присуждения премии «Оскар» за 1996 год в номинации «Лучший видовой фильм». На сей раз почетный приз достался американской картине «День независимости» (продюсер — Рональд Эммерих, создатели кинематографических эффектов — Волкер Энджел и Дуг Смит). Неудивительно, что двое последних стали объектом повышенного внимания: всем вдруг захотелось узнать, как сами лауреаты смотрят на свое детище.
«Мы всегда начинали со старых, проверенных методов»
Работа над специальными эффектами «Дня независимости» началась почти за год до того, как были отсняты первые метры фильма. Рональд Эммерих позвонил Энджелу, с которым ранее сотрудничал в фильмах «Луна номер 44» и «Солдат вселенной», и изложил основные идеи задуманного им проекта. Через три месяца Энджел получил сценарий и, по его словам, сразу понял, что затевается нечто грандиозное. Вскоре к съемочной группе присоединился и Смит.
«С самого начала мы не хотели связывать себе руки одной только компьютерной графикой, — говорит он. — После «Старгейта» у Рональда были веские основания полагать, что сочетание различных подходов может значительно облегчить нам жизнь. Возможности компьютеров нам были, конечно же, известны, но мы решили относиться к ним лишь как к одному из рабочих инструментов и не стали отказываться от хорошо зарекомедовавших себя макетов, управляемых моделей, диффузных насадок и фоновых съемок. Вместе с Рональдом мы анализировали каждую сцену и выбирали наиболее оптимальную стратегию ее съемки».
«Таким образом мы поняли, — продолжает мысль коллеги Энджел, — где достаточно подвесить на проволоке модель самолета на фоне фотографии, а где использовать сотню компьютерных изображений внеземных кораблей, полдюжины управляемых моделей и ряд других макетов. Но все наши предположения оказались, как мы и думали, лишь основой, которую пришлось непрестанно пополнять новыми деталями. Надо знать Рональда, — смеется Энджел, — когда он находит что-то ценное, ему хочется выжать из этого все возможное».
Работая над «Днем независимости», Энджел и Смит очень скоро обнаружили, что монтаж сцен должен проводиться в обратной, чем это обычно принято, последовательности.
«Сначала мы занимались управляемыми моделями, — поясняет Энджел, — и лишь когда вырисовывались основные черты будущей сцены, добавляли к ней необходимые компьютерные элементы». «Я бы сказал, что возня с моделями и макетами была основой, — вторит ему Смит. — Затем дело пошло легче: мы снимали реальных людей и автомашины на фоне голубого экрана, а настоящие самолеты или корабли — на оранжевом заднике. И, наконец, оставалось самое простое — монтаж сцены завершался введением в нее воспроизведенных компьютером самолетов, летающих «тарелок» и испускаемых ими световых лучей. Как бы нам ни нравилось работать с компьютером, мы всегда начинали со старых проверенных методов».
«Белый Дом мы набили взрывчаткой»
В картине жестокая битва развернулась между истребителями землян и кораблями пришельцев над пылающими руинами Лос-Анджелеса.
«Горящие развалины города мы получили без особых проблем, — рассказывает Энджел, — достаточно было наложить на предварительно отснятые макеты полуразрушенных городских зданий воспроизведенные компьютером пожары. Значительно больше хлопот доставила нам сама битва, для имитации которой мы использовали управляемые модели самолетов, отснятые на фоне либо четырехметровой модели летающей «тарелки», либо десятиметрового фрагмента модели внеземного корабля-матки. Но главной проблемой стало масштабирование объектов! Подумайте только, как, по-вашему, должна смотреться зависшая над городом гигантская тарелка диаметром предположительно 250 миль?»
«Особенно удался нам эпизод зловещего появления боевого корабля пришельцев из-за облаков, — подхватывает Смит. — Съемки проводились в цистерне с подкрашенной для имитации облачности водой, на поверхность которой медленно всплывал четырехметровый кусок деревяшки, имитирующий форму НЛО. Затем мы отсняли аналогичное движение подвешенной на проволоке модели летающей «тарелки», наложили одно изображение на другое, к полученному результату добавили панораму города, и уже в самом конце ввели в сцену генерированные компьютером объекты».
Правительственные здания Вашингтона стали одними из первых объектов, подвергнувшихся нападению пришельцев из космоса. Полутораметровый Белый дом мы набили взрывчаткой и подвесили в пяти метрах над полом, — раскрывает секреты своей кухни Энджел. — Восемь камер, размещенных под разными углами снимали происходящее ускоренной съемкой. После просмотра материала мы остановились на последовательности из трех эпизодов: сперва у здания вылетают окна, затем оно начинает разваливаться на части и, наконец, поглощается огненным шаром, вырвавшимся из его недр. Имитируя уничтожение Капитолия, мы преследовали несколько иную цель: нам хотелось показать, как его буквально накрывает огненная волна. Для этого мы подвесили двухметровый макет здания на четырехметровой высоте под углом девяносто градусов к полу, внизу поместили взрывчатку, а наверху, под потолком — снимающую камеру. Результат превзошел наши ожидания».
«С Нью-Йорком инопланетяне обошлись столь же безжалостно, как и с Лос-Анджелесом. Знаменитый небоскреб «Эмпайр-Стейт-Билдинг» оказался крепким орешком даже для лучевого оружия. В четырехметровом макете небоскреба было последовательно произведено десять взрывов, а вся сцена отснята с двух ракурсов: камера на потолке воспроизводила взгляд инопланетянина сверху, из НЛО, на постепенно разрушающееся здание, в то время как другая камера «смотрела глазами» уличного наблюдателя — землянина. Разумеется, для того, чтобы подчеркнуть реалистичность происходящего, необходимо было показать гибнущие городские улицы, толпы разбегающихся в панике людей, автомобили, летающие в воздухе, как коробки спичек, и тому подобное. Мы воспользовались макетом улицы. Затем был произведен взрыв, и камера запечатлела приближающуюся к ней волну огня, которая в своем движении поглощала один за другим макеты домов. На фоне голубого экрана операторы запечатлели живых людей, которые бежали возле настоящих автомобилей, и затем — третий план, где миниатюрные автомобили сдувались струей воздуха, под давлением выпущенной из воздушной пушки. Потом мы смонтировали вместе все три плана и получили желаемую сцену. Не скрою, нам пришлось изрядно попотеть».
«Мы старались не швырять деньги на ветер»
«Временами работа казалась мне просто анекдотичной, — вспоминает Смит. — Мы проводили массу времени в мастерской, причем со стороны, наверное, выглядели как дети, придирчиво выбирающие себе новую игрушку. Затем мы спешили с ней в ангар и немедленно ее взрывали. Большинство макетов, использованных нами в фильме, просуществовали не дольше двух-трех дней. Самым главным сюрпризом для нас оказалось то, что все работало так, как заранее предполагалось.
Конечно, по количеству эффектов «День независимости» уступает, скажем, «Звездным войнам». Однако у нас они выглядят куда более реалистично, и причиной тому явилось, я думаю, удачное сочетание старых и новых приемов съемки».
«Мы старались не швырять деньги на ветер, — соглашается с коллегой Энджел. — Если бы мы пользовались только компьютером, фильм обошелся бы вдвое дороже. Однако, справедливости ради, следует заметить, что почти в каждой сцене присутствуют объекты, смоделированные компьютером».
«А вообще я благодарен судьбе за предоставившуюся мне возможность взорвать целый мир!» — с энтузиазмом восклицает Смит.
«Мне всегда хотелось сделать это, — вторит ему Энджел. — Теперь я могу умереть счастливым».
Что ж, нетрудно понять эмоции, переполняющие новоиспеченных «оскароносцев». Остается только порадоваться, что свои мечты они осуществили, слава Богу, лишь в кино…
Андрей КУЗЬМЕНКОВ