«Пятый элемент»: любовь спасет мир еще раз

Жили-были пять элементов. Один — камень. Второй — камень. Третий — камень. Четвертый — камень. И пятый — самый совершенный, не камень. Было этим элементам по меньшей мере пять тысяч лет. И было Зло, которое ни на что не похоже и которое, если верить режиссеру Бессону, сочинившему эту историю когда ему было 16 лет, в данный момент пролетает где-то в иных Галактиках, а в XXIII веке доберется и до Земли. И уничтожит жизнь. А пять элементов (символизирующие воду, землю, огонь, ветер и любовь) при приближении этого Зла объединятся и уничтожат его. В общем, без элементов без этих человечеству — кранты.

Вышеупомянутая французская лента — потрясающая отдушина для израненных голливудскими штампами сердец. Единственный штамп — это сюжет, старый как все пять элементов вместе взятых. Но в данном случае это не имеет значения, потому как бессоновская эпопея относится к разряду тех фильмов, на просмотре которых следить за развитием сюжетных линий — все равно что читать труды Коперника на древнеяпонском в холодном подвале в ночь перед снегопадом. На просмотре «Пятого элемента» нужно смотреть на экран, слушать музыку и наслаждаться фильмом!

В связи с тем, что в начале картины ты будешь атакован классным звуком, классным изображением и классными видами, и можешь упустить таким образом саму суть — поясняю первые минуты «Элемента». В начале нашего столетия старушку Землю в районе Египта посетил корабль инопланетчиков, упакованных в металлическую броню. Плюхнулся он прямо рядом с храмом, где занимался своим делом мирный археолог, который в тот момент открыл смысл загадочных символов, а именно — узнал, что такое пятый элемент. За что археолога сначала чуть не отправил к праотцам местный монах, призванный хранить элементарную тайну, а потом пришли инопланетчики и нейтрализовали профессора. Объявив, что на Земле элементам грозит опасность, металлюги забрали камни и пятый элемент с собой и отвалили. Но обещали вернуться через триста лет, когда к Земле подойдет Зло.

Прошло триста лет.

Брюс Уиллис, он же Корбен Даллас, — в прошлом летал на космических истребителях и был специалистом в области военных «хитростей и уловок», но настолько крутым, что его отправили в отставку. И он стал водить такси. Обыкновенные летающие такси. Среди обыкновенных, с несколько километров в высоту, строений. В один из наипрекраснейших дней на карнизе одного из таких обыкновенных километровых небоскребов появляется совершенно необыкновенная рыжая девушка по имени Лилу, обмотанная бинтами от Жана-Поля Готье. Здесь, собственно, и начинается сам фильм.

Необыкновенная Лилу, в которой узнается наша бывшая соотечественница Милла Йовович, пытаясь скрыться от преследующей ее полиции, падает в обыкновенное летающее такси, требует священника, называет себя «самим совершенством» и «пятым элементом»… Из-за этого совершенства у бедного Корбена возникают жуть какие проблемы и начинает дьявольски кружиться голова. Отчасти и потому, что по ней долбанул священник.

Вообще, что меня в этой картине поражает — так это высокоморальные люди в рясах. Один очевидно брал уроки у царственных сестричек Медичи, другой воспитывался на фильмах с Брюсом Уиллисом. Но и тот и другой, что характерно, желали всем добра. Молодцы, ребята!

Но и Корбен не промах. Он ухитряется одновременно усмирять радиоведущего трансвестита Руби Родда, внимать пению вселенской Дивы Плава Лагуны, искать оставшиеся элементы, мимоходом весьма удачно шутить, и, наконец, вести переговоры с мутантообразными туповатыми воинами с помощью автомата. Последний эпизод особенно веселит публику. После фразы безмерно удивленного сотрудника безопасности: «Где он научился так вести переговоры?» зрители выпадают в осадок.

Теперь о самой яркой фигуре — о Руби Родде, который вместе с Корбеном, священником и Лилу спасает мир. Это, знаете, такое… Такое… Существо, что ли… Оно ведет двухчасовые сумасшедшие радио-шоу, после которых спрашивает своих коллег та-а-аким вы-ы-ысоким голо-о-оском: «Ну-у, ка-ак про-ошло? Кура-а-аж был?!» Да уж, Руби, кураж был!

И, наконец, о спасении мира. Словосочетание: «Ты (мы) должен (должны) спасти мир!» в этом фильме произносится настолько часто и настолько будничным тоном, что лишь заклиненные на «особом интеллектуальном кино» люди могут не въехать в то, что это такой юмор — пародия, так сказать, на Голливуд. Эти слова становятся символом отличной комедийной французской картины, каковой и является «Пятый элемент». Так что упаси тебя воспринимать эту ленту, так будто ты американский патриот, а не русский человек с нормальным чувством юмора.

Кстати, предупреждаю, — если будешь смотреть «Пятый элемент» на видеомагнитофоне — звук ставь на полную катушку. А еще лучше — подключай к железу стереосистему. Уверяю, кураж будет!

Наталья МАЛЮТИНА

Свежие записи