ОБРАТНАЯ СТОРОНА КИНО-2

Глава вторая, в которой рассказывается о том, почему у «действующих лиц» фильма иногда бывают морды и хвосты

«Ату! Ату его!!!» — услышала я, приближаясь к площадке параллельно снимаемых на мосфильмовской студии «Шанс» многосерийных художественных фильмов по романам А.Дюма — «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять». Помощники режиссера готовили сцену охоты. Среди созвездия знаменитых артистов — С.Жигунова, Д.Харатьяна, А.Домогарова, Д.Певцова, Е.Васильевой — в ожидании съемок красовались и другие, пока неизвестные актеры — четвероногие. Их было много — сначала я насчитала целых двадцать восемь персон, а потом, бродя по лужайке подмосковного леса, засекла еще пару, которую выгуливали два дворянина. Дворяне открыли мне, что всего в сериалах принимает участие сорок пять собак — рекорд, достойный Книги Гиннесcа. Без четвероногих актеров неповторимо-загадочная атмосфера французского королевского двора казалась бы недостаточно живой…

В большинстве своем собаки служили определенным фоном. Но были среди них и настоящие «действующие лица», имеющие собственную роль и даже «слова». Правда, прирожденных актеров среди собак (равно как и среди людей) мало. Поэтому режиссерам приходится обращаться за помощью к специалистам-кинологам. И те с помощью маленьких профессиональных хитростей творят чудеса.

К графу де Бюсси, которого играет Александр Домогаров, очень привязался ирландский сеттер Тося из охотничьей фирмы «Тиль и сыновья». Куда бы ни отправился господин граф, Тося его всегда сопровождала.

— Александр случайно не владелец этой собаки? — спросила я у постановщика трюков с животными Виктора Зуйкова. — Такая привязанность!

— Это моя собака, — ответил он. — А привязанность объясняется тем, что я ее к графу приучил — привез ее к Саше и познакомил их. Они пожали друг другу руки-лапы, потом Саша уж не помню чем ее угостил, и мы поехали на «Мосфильм». Там Тоська должна была привыкнуть к атмосфере съемочной площадки и, самое главное, к «новому хозяину». Она постоянно крутилась около Бюсси — на съемке, в перерывах, носилась за ним по коридорам студии. И, наконец, однажды блистательный граф и его любимица вместе посетили местный кафетерий.

— Как отреагировала на это буфетчица? — поинтересовалась я.

— Нормально! Как же ей еще реагировать? Тут чего только не увидишь!

— Это точно, — пробормотала я, наблюдая за идущим по лужайке герцогом Анжуйским в подобающем герцогу прикиде и с «дипломатом» в руке. Рядом вышагивали два породистых пса.

— Это тоже твои? — снова обратилась я к Виктору. — Ты их приучил к Анжуйскому?

— Нет, это не мои. Просто у всех актеров, занятых в съемках с животными, одежда состоит из собственно одежды и всякой вкусной еды, спрятанной в многочисленных карманах. Вот собаки и ходят за герцогом по пятам.

— А ты уверен, что к концу съемок псы у вас будут пролезать в двери? — с подозрением спросила я.

— Ты думаешь, мы их перекармливаем? Наоборот, на съемочную площадку их привозят совершенно голодными — так легче работать.

— А владельцы собак не против такого обращения?

— Почему они должны быть против? На съемках собак кормят — на это специально выделяются средства. Иногда со студийной кухни приносят мясо. Знаешь, сколько нужно мяса, чтобы накормить такую стаю? Так что с владельцами договориться, в принципе, не проблема, хотя к каждому приходится искать свой подход.

— Да, наверное, это нелегко — свыкнуться с тем, что твою собаку «загримируют», перекрасят…

— Нет-нет, мы никого не перекрашиваем, и никакого «собачьего грима» у нас тоже нет. Однажды, правда, мы решили «изменить внешность» двух мастино-наполитано, надев на них доспехи из легкого металла, потому как они играли соответствующие роли в сцене охоты из «Королевы Марго». Когда же пришло время съемок, то выяснилось, что одна из собак забеременела и… не влезает в кольчугу. Пришлось в срочном порядке искать другого пса, опять договариваться с владельцем…

— А хозяева присутствуют на съемках?

— Ни в коем случае! Собака должна привыкнуть, что в студии у нее другой «хозяин». Чтобы она не чувствовала себя брошенной и не терялась, в кадре тайно присутствую я. Иногда я скрываюсь за портьерами. Однажды мне пришлось просидеть чуть не час бок о бок с одной фотокорреспонденткой в камине покоев короля Генриха. Вдруг что случится? Ведь требование всей съемочной группы таково: собака должна быть доброй, не кусаться и не лаять, когда не следует. Так что за спокойствием животных приходится следить…

— Сто собак в двух фильмах — случай, невиданный ранее. Как же студия решилась на такой шаг?

— Руководитель «Шанса» Сергей Жигунов очень любит собак и, понимая, что их участие в съемках необходимо, не жалеет на них средств. Мы вместе искали подходящих животных и потратили на это довольно много времени. В результате мы набрали столько собак, что родилась студия «КИНОлогия-Т»

На следующий день в студийном павильоне снимался эпизод с Бюсси и Тосей. Там мне рассказали, что режиссер «Графини» Владимир Попков так намучился в каком-то фильме со съемкой собак, что к их актерскому дару вообще относился с явным предубеждением. Но, понаблюдав за будущей любимицей графа Тосей, он убедился, насколько она легко управляема, и сказал: «Мы либо снимаем эту собаку, либо не снимаем никакую вообще!» Художник было возмутился: «Не того цвета собака, покрывало в покоях Бюсси не подойдет, да и сам граф не так покрашен!» Но режиссер был непреклонен и дал команду: «Мотор!»

По сценарию граф был опасно ранен в схватке у Турнельского моста и теперь лежал в постели, а преданная собака должна была лизать его руку. Актеры сыграли отлично, и дело обошлось одним дублем. Следующие кадры собирались снимать без Тоси, и поэтому ее посадили на поводок, дабы она не отправилась на прогулку по коридорам. Режиссер снова громыхнул: «Мотор!», съемка пошла, и тут… Портьера за камерой колыхнулась, и из-за нее показался высоченный мужчина с густой бородой — ассистент режиссера. Но Тося этого не знала. Она сорвалась с поводка, ринулась к бородачу и так залаяла, что задребезжали хрупкие детали декораций. Сей маневр означал, что Тося ужасно не любит подозрительных бородатых мужчин, приближающихся к ее новому другу — графу… Сцену пришлось переснять.

Днем позже граф Бюсси со своим слугой спускались по винтовой лестнице. Впереди гордо шагала Тоська. Внизу стояла камера и все это фиксировала. Когда два дубля были позади, выяснилось, что у режиссера есть претензии. Камера заработала снова. И началось… Сначала Тоська, от которой ожидали степенного шествия, пересчитав все ступеньки, кубарем скатилась вниз. Было ли у нее хорошее настроение… или она за что-нибудь зацепилась — знает только она. Режиссер начал свирепеть. Вероятно, для того, чтобы как-то разрядить атмосферу, некий доброжелатель во время очередного дубля рассказал анекдот. И цели своей добился — массовка начала хохотать, что и было должным образом заснято. На третий раз умница Тося просекла решительный настрой режиссера, исполнила свою роль блестяще, и с чувством выполненного долга прилегла отдохнуть на осветительные кабели… И вырубила свет во всем павильоне…

И тогда я отправилась в другой павильон. В Париж…

Наталья МАЛЮТИНА-ПАВЛОВА

Свежие записи