САМЫЙ ДИКИЙ ЗАПАД

К ВОЗВРАЩЕНИЮ ВЕСТЕРНА НА БОЛЬШОЙ ЭКРАН

Ура! Вестерн снова в моде! Киноэкраны Европы и Америки захлестнула волна ковбойских фильмов, по телевидению с успехом прошли сериалы «Возвращение в Лонсом Доув» и «Доктор Куин, женщина-врач» (несколько серий которого недавно демонстрировалось на канале НТВ). Два вестерна — «Танцы с волками» Кевина Костнера и «Непрощенный» (тоже был в нашем прокате) Клинта Иствуда — удостоились «Оскара».

Образ Дикого Запада в голливудских картинах менялся в зависимости от времени. Красочные и наивные фильмы 30-х — 40-х годов славили мужество первых колонистов Запада. В 50-х вестерны аллегорически отображали социальные проблемы, волновавшие современное поколение. Война во Вьетнаме привнесла в сюжеты ковбойских боевиков цинизм, усиливая сомнения американцев в необходимости насилия. Разочарованность эпохи 70-х почти на два десятилетия вычеркнула вестерн из зрелищной индустрии Голливуда.

Согласно мнению Уэслианского университета, в течение ряда лет изучавшего этот феномен киноиндустрии, сегодня вестерн представляет собой «отличную возможность исследовать современные проблемы через призму времени… Расовая дискриминация, экологическое движение, отношение к индейцам и эмигрантам — все это нашло свое отражение в сюжетах ковбойских фильмов начала 90-х».

Примером нового подхода может служить жизнь легендарного шерифа Уайата Эрпа, ставшего героем сразу двух вестернов, вышедших недавно на экраны Америки. В фильме с одноименным названием Костнер играет настоящего Эрпа — игрока и бизнесмена, чей образ разительно отличается от Эрпа — героя лент 40-50-х, служившего идеалом ковбойской чести и доблести. В другой саге об известном шерифе — «Надгробная плита» — Курт Рассел изображает Эрпа, хладнокровно истребляющего банду братьев Клантонов, терроризирующих небольшой провинциальный городок конца прошлого века.

Женщины и чернокожие, совершенно игнорируемые в фильмах 40-50-х, стали главными действующими лицами последних вестернов. Они борются за свои права и отстаивают свою независимость.

«Плохие девчонки» (в исполнении Мадлен Стоу, Энди Макдауэлл, Мэри С.Мастертон и Дрю Бэрримор) защищают себя с пистолетами в руках и мстят обидчикам подобно известным Тельме и Луизе. Под стать им ловкая картежница Джоди Фостер, дающая уроки мастерства матерому шулеру Мэлу Гибсону в фильме «Неклейменный теленок». Совсем другой образ — эмансипированной женщины в мире Дикого Запада — был прекрасно сыгран Джейн Сеймур в сериале о «враче в юбке», решившей преодолеть недоверие жителей глухого приграничного городка.

Американские историки часто игнорировали тот факт, что примерно четверть ковбоев Дикого Запада были выходцами из Африки. Лишь сейчас негры стали равноправными героями голливудских вестернов. Темнокожий Морган Фриман сыграл лучшего друга ковбоя Иствуда в «Непрощенном», Деннис Хэйсберт и Луи Госсет исполнили главные роли в популярном сериале «Возвращение в Лонсом Доув».

Чем же вызван интерес зрителей к вестерну? Рижиссеры и продюсеры считают, что одна из причин — бум вокруг ковбойского стиля одежды («казаков», шпор, кожаных жилетов и джинсов), а так же рост популярности музыки «кантри». Кроме того, незамысловатая мораль ковбойских поселков кажется сегодня более привлекательной в сравнении с распущенными нравами крупных городов.

«В вестернах, — говорит глава развлекательной службы Си-Би-Эс Джеф Сагански, — негодяи являются такими не потому, что их в детстве бросила мама или они испытали приступ шизофрении. Воры и убийцы — однозначно преступники, и отношение к ним соответствующее».

Что ни говори, современный зритель нашел еще один способ уйти от городской суеты в мир суровой природы и искренних человеческих отношений. В то же время вестерн преподает нам урок Истории — конечно, не без помощи голливудских трюков и хорошего сценария.

Татьяна МАКАРОВА

 

 

Свежие записи