ШВАРЦЕНЕГГЕР СХОДИТ С ЭКРАНА
Джеймс Камерон начал свою карьеру с работы над спецэффектами в ленте «Битва за звездами» («Battle Beyond the Stars»). Результаты его труда смотрятся неплохо даже сейчас. Снимавший «Битву» Роджер Корман порекомендовал молодого человека в качестве режиссера для итало-американского проекта «Пиранья-2: нерест». В конце концов, Камерона уволили, но ему все же удалось поставить несколько сцен. Обремененный этим бесценным опытом, Джеймс обнаглел настолько, что решил самостоятельно снять малобюджетный боевик, хотя мало рассчитывал на успех. Называлась картина «Терминатор»…
Вложенные в нее восемь миллионов долларов мгновенно окупили себя. Этим Камерон во многом обязан художнику-гримеру Стэну Уинстону, поверившему в его талант и предоставившему в распоряжение режиссера все ресурсы своей студии.
После этого Камерон стал весьма популярен в Голливуде, и ему предложили подумать над продолжением фильма Ридли Скотта «Чужой». Он немного поразмыслил и дал согласие. Этот факт лег в основу триумфального шествия по экранам кинотеатров и телевизоров целой армии «Чужих». Смесь ужастика и фантастики так понравилась зрителям, что за спецэффекты ей присудили «Оскара» (кстати, когда будешь смотреть «Чужих», обрати внимание на королеву зловредных инопланетян — это плод фантазии самого Камерона.)
Во время съемок режиссер познакомился с неким Джоном Бруно, для которого создание всевозможных киномонстров — смысл жизни. Не прошло и года, как их сотрудничество вылилось в «Бездну». Заручившись поддержкой Денниса Мюрена из отдела компьютерной графики фирмы Джорджа Лукаса «Industrial Light & Magic», два чудака сотворили Псевдопода. Ты спросишь: «Что это?» Это — милое такое существо, живущее под водой (где, соответственно, все и происходит) и не слишком обрадовавшееся вторжению ищущих затонувшую ядерную субмарину людишек. Сочинил эту историю Питер Бенчли, автор знаменитых «Челюстей».
Когда Джеймс Камерон объявил о своем желании снять второй фильм о Терминаторе, все критики предрекли ему провал. После премьеры они пристыженно молчали. На этот раз режиссер не пожалел средств: на картину ушло сто миллионов долларов. Деннис Мюрен снова оказал Камерону помощь. «Ртутный человек» и сцена гибели киборга Т-1000 в расплавленном металле — его рук дело.
Тогда же Кэмерон объединился со своим давним знакомым Стэном Уинстоном и вице-президентом «Lucasfilm» Скоттом Россом, чтобы создать компанию «Digital Domain». «Чтобы тебя не накрыла волна новых технологий, надо просто катиться на ее гребне», — пожимает он плечами. Выходцами из электронной лаборатории этой фирмы были «Интервью с вампиром» и «Аполлон 13», а первенцем — «Правдивая ложь». Правда, по настоянию режиссера, значительная часть трюков проводилась вживую. Главное детище — Терминатор — не давало Кэмерону покоя. Вот он и решил заняться «продолжением продолжения.
В результате получился не фильм, а нечто вроде аттракциона, который недавно открылся во Флориде. Он окрещен создателями «T2 3-D: битва сквозь время». Расшифровываю: «Т2» — это «Терминатор-2», а «3-D» означает, что картина будет… трехмерной. Десятиминутный стереофильм с участием Арнольда Шварценеггера, Эдди Фелона (Джон Коннор), Линды Гэмильтон (его мать) и Роберта Патрика (киборг-убийца) будет плавно перетекать с экрана в происходящее прямо у вас под носом представление с дублерами этих актеров. Иллюзия того, что изображение «сходит с экрана» и «впрыгивает обратно», будет полной.
«Как же, черт побери, все это сделано?!» — спрашивает потрясенный зритель после просмотра. Чтобы вызвать такую бурю эмоций, потребовались скрытые панели в огромных экранах, гидравлические лифты, а также специальный проектор и соответствующее освещение, без которого вместо трехмерного изображения получились бы лишь бесформенные тени. Кроме того, кинотеатр оснащен мощнейшими динамиками — чтобы звук был до жути реалистичным.
«Битва сквозь время» — не перемалывание «Терминатора-2», а нечто новенькое. Сюжет таков: Джон Коннор и его ангел-хранитель киборг Т-800 отправляются в будущее, где идет война с машинами. Цель героев — пирамидальный комплекс Скайнет, штаб лидеров механической цивилизации. Естественно, Джон и Т-800 преодолевают все чинимые им препятствия, добираются туда и все там громят.
Сняты приключения с большим размахом, над чем основательно попотела бригада Камерона. Тот, чтобы все было на высшем уровне, пригласил своего бывшего шефа Чака Комиски и Джона Бруно со Стэном Уинстоном. Увидев, что парочка его старых друзей трудится не покладая рук, Камерон предложил им стать режиссерами сцен, где было необходимо использование спецэффектов. Оба обрадовались и с удвоенной энергией принялись за дело.
В результате в калифорнийской шахте, которую избрали местом съемок, все взрывалось и пылало с необыкновенной силой и яркостью. Ошалевший от грохота оператор пытался управиться с 70-миллиметровой камерой (заставить слушаться подобную махину не так-то просто); Шварценеггер носился на своем мотоцикле; а Камерон, Бруно и Уинстон пытались командовать кем-то в этом хаосе…
«Зритель не уйдет с нашего представления разочарованным. Вам будет, что посмотреть», — заверил Камерон после съемок. Еще бы! Не может быть, чтобы так много шума — и ничего!
Екатерина СКОБЕЛЕВА