Веселые истории журнала «Ералаш»

По дороге в офис «Ералаша» я пыталась себе представить ее «босса», который вот уже столько лет ладит с детьми так же легко, как Санта-Клаус. Трудно вообразить, кто еще из наших киношников смог бы вытерпеть столько детского визга, шалостей, слез и драк (ну, как без этого?), кроме как Борис ГРАЧЕВСКИЙ — самый старый и самый несменный директор «Ералаша».

— Когда родился «Ералаш»?

— Мне стукнуло двадцать пять, и тогда — в 1974 году — я считался «молодым и подающим надежды». Мы организовали наш киножурнал вдвоем с Александром Григорьевичем Хмеликом. «Ералаш» по внешним признакам вроде и был похож на «Фитиль», но мы сразу решили исключить документальные сюжеты. Кроме того, журнал должен был быть интересен и детям, и взрослым, и дедушкам, и бабушкам. Поэтому и в песенке нашей звучит такое обращение: «Девчонки и мальчишки, а также их родители». Последнее для нас было очень важно, потому что мы хотели, чтобы на наш журнал обратили внимание и взрослые. Не потому, что те похвалят и так далее, а просто это была наша cверхзадача. Первый номер, скажу сразу, привлек огромное внимание и был совершенно не похож на то, чем раньше все время занимались дети на экране. Нас сразу полюбили.

— Кто вам пишет сценарии?

— Ну, кто-кто? Кто хочет.

— Многие ваши сюжеты сняты по анекдотам…

— А почему нет? Мы этого и не скрываем. Просто когда это анекдот, мы не подписываемся в титрах, и все.

— Бывает, что дети у вас снимаются часто, в нескольких выпусках?

— Бывали долгожители. Пока хорошо ребенок работает, пока приемлемо выглядит, пока ему нравится — снимаем.

— В общем, пока не перерастет, да?

— Да.

— А на «пенсию» когда они у вас уходят?

— Кто дольше держится, кто меньше: в пятнадцать-шестнадцать лет.

— Как вы отбираете детей — по школам?

— Да. Начинаем с внешних признаков, возрастных, а потом уже здесь, на студии, смотрим на пробах. Надо, конечно, чтобы яркие были внешности, неинтересно, если все будет постно. Персонажи должны запоминаться вам, это должны быть «морды достойные», не просто красивые, а обязательно какие-нибудь эдакие.

— Как складывается дальнейшая судьба «звезд» «Ералаша»?

— Федя Стуков ведет передачу «Лего-го» на ТВ, снялся в «Петербургских тайнах». Саша Комлев учится во ВГИКе, играет одну из главных ролей в телесериале «Клубничка». Саша Лойе появлялся в рекламе, правда, в связи со «звездной болезнью» от «Ералаша» я его отлучил.

Был один прекрасный мальчик, Добриков Саша, но он, к сожалению, в двадцать лет трагически погиб. А снимался он блистательно. Его первое появление у нас было в сюжете с кошмаром: спит мальчик, вдруг звенит будильник, он только встанет, и будильник затихает, мальчик кладет голову на подушку, будильник опять звенит… Потом у него был еще хороший сюжет, где он утюгом гладил рубль и получал трояк, потом пятерку…

Есть и новые таланты. Сейчас вот блистают мальчишки — Иван Соловьев и Егор Алимов… Вместе их, правда, сейчас снимать уже совершенно невозможно, они дерутся, щиплются, только отвернешься, один другого сразу ткнет, повернешься: «Ну, ты понял, что я тебе объяснял?» — «Понял». А сам ничего не слышал даже! Режиссер как-то пришел и сказал: «Я их больше никогда в жизни вместе снимать не буду!»

— Какой самый смешной случай был во время съемок?

— Много у нас случаев было. Ну, вот например: мы снимали такой сюжет: учительница ходит по классу во время контрольной и видит, что мальчик тихонько водит по ноге девочки, которая сидит с ним за одной партой. Учительница просто в шоке, как, такой юный и уже??? А на самом деле у девочки на ноге под платьем были формулы написаны, такая вот форма шпаргалки. На пробах я посмотрел на девочку и сказал: «Она на съемках не будет давать ногу трогать». Наш режисер, известный актер Семен Морозов, не согласился: «Да что вы! Она на репетиции все делает отлично!» Я уверен: «Нет, нам без дублерши не жить, она провалит все». И точно, мы устанавливаем камеру, она в истерике. А нам нужна в кадре нога длинная — потому что чем дольше идет по ней рука, тем больше напряжение. В общем, девочка ни в какую. Ну, что тут — ее понять можно: взрослые смотрят, свет везде, да еще парень этот под юбку своей рукой лезет… Привел дублершу, монтажницу нашу. Она молодая, красивая девочка, лет где-то двадцати двух (у нее стройные, красивые, а главное, длинные ноги), понимающая, что это работа, и спокойно ко всему относящаяся. Мы ей написали формулы высоко на бедре. Дальше происходит потрясающая история: начинает нервничать мальчишка. Ему лет тринадцать-четырнадцать было. Дублерша мне потом сказала: «Его рука была как утюг. Я думала, что у меня просто  колготки сейчас расплавятся». После съемок парень сказал, что после всего, что произошло, он должен на ней жениться.

— В ваших сюжетах, бывает, ребята друг другу в любви признаются, целуются. Как они относятся к этому?

— Был у нас сюжет: мальчик ночью подглядывает за девочкой. Она раздевается. Он берет огромный бинокль и смотрит  в окно. Она раздевается-раздевается-раздевается, а он прямо бесится весь. И тут в последнюю секунду она задергивает штору, а на ней написано: «Спокойной ночи, Сидоров!» Если бы мы девочке сразу рассказали сценарий, она не стала бы сниматься ни в жизнь. Ну, как это при мальчике раздеваться? Пришлось по отдельности их снимать — один день одного, другой день — другого. Потом — монтировать.

С поцелуями у нас вечная проблема. Тут взрослые-то стесняются, а дети тем более. Ну, мы настраиваем их, накручиваем. Вот, например, недавно снимали новый сюжет «Мухлеж»: парень с девочкой — их играют Оля Евтушенко и Стасик Абдурахманов — режутся в карты, а младшая сестра девочки на них смотрит. И вот она говорит: «Машка, смотри-смотри, он мухлюет!» — «Иди отсюда, Верка!» — «Да нет, он мухлюет!» Наконец, мальчик выигрывает: «Ну, все, я выиграл, сколько?» Девочка отвечает: «Десять» — «Нет, одиннадцать» — «Нет, десять!» — «Нет, одиннадцать!» Выигрывает он у нее одиннадцать поцелуев, начинает целовать, а маленькая Верка смотрит на них. Вот уже «десять, одиннадцать, двенадцать…» Она кричит: «Машка, он опять мухлюет!» И тут Машка говорит: «Слушай, иди отсюда, а?»

— Есть ли у вас, кроме «Ералаша», какие-то задумки?

— Конечно. Сейчас я затеваю новый сериал из жизни старшеклассников. Это будет такой русский «Элен и ребята». Но только мы будем делать не такой бестолковый сериал. У меня будет сюжет на сюжете: школьники влюбляются, переходят из одной группировки в другую, меняются лидеры, одни сваливают, появляются новые. В общем, нормальная детская жизнь. Хотим, чтобы сериал шел пару лет. Посмотрим, что получится, загадывать не буду.

АЙГУЛЬ

Свежие записи